Парад трамваев на Чистых прудах

00 -

Сегодня на Чистых прудах состоялся праздничный Парад трамваев в честь 115-летия выхода
на улицы столицы первого трамвая на электрической тяге. На празднике были представлены
трамваи разных эпох - от конки запряженной лошадьми до трамваев нового поколения.


По информации от организаторов, праздник должен был проходить в очень ограниченный период
времени - с 11 до 13 часов. И мы, конечно же, хотели приехать к началу мероприятия, но накануне
сын увидел размещенное на двери подъезда объявление о том, что в этот же день состоится
субботник по очистке от мусора расположенного около дома леса, на который он захотел сходить,
и менять субботник на парад категорически отказывался. Поэтому с утра мы пошли на субботник,
а затем (с чувством выполненного долга:) отправились на парад.

Но, как говорится, все, что ни делается - все к лучшему. Если бы мы приехали раньше, то, скорее
всего, и ушли бы раньше - и тогда не увидели бы, как трамваи проезжают по полукругу и покидают
площадку праздника, а этот волнительный момент - встречать/провожать поезда (вернее, трамваи:) -
остался бы для нас "за кадром".

А еще благодаря тому, что приехали к окончанию праздника и увидели движение трамваев, мы
смогли "изготовить" сувенир на память (расплющенную колесами вагона монетку; и теперь Егор
хранит ее рядом с другими своими ценными монетами:), и увидели размещенные на стенде рисунки
детей, да и просто в этот солнечный весенний денек с удовольствием погуляли по Чистопрудному
бульвару после того, как большая часть гостей покинули площадку праздника.

К месту проведения праздника мы приехали в 12:30 (причем, без проблем смогли припарковать
авто в ближайшем переулке; правда, на платную парковку). Людей было, конечно, очень много,
но (судя по фото других людей) немного меньше, чем в начале праздника.

Нам, как, наверное, и многим другим гостям праздника, в первую очередь, хотелось увидеть
конку - вид городского транспорта, движущийся по рельсам, вагон которого везла упряжка
лошадей. Представленный на празднике вагон конного трамвая - 1874 года выпуска:

105

Интересно было бы войти внутрь конки, или даже взобраться по винтовой лестнице на крышу, где
установлены сиденья для пассажиров. Но среди всех представленных на празднике трамваев, вагон
конки был единственным, в который нельзя было войти внутрь (и это понятно - старый деревянный
вагон не выдержал бы такого натиска:) - и поэтому около конки стояли не только кучер, но и
пара-тройка охранников.

106

Рядом с конкой, как и около многих других вагонов, стояли персонажи в костюмах того времени.
Особой неожиданностью стало то, что, здесь были не только вагон конки, кучер и пассажиры,
но и четверка лошадей - это давало представление о том, каким был экипаж конного трамвая.
Ну, и просто было приятно увидеть среди толпы и железных машин этих красивых белых коней:

107

Первая линия конного трамвая была открыта летом 1872 года, и соединяла нынешние площади
Революции и Белорусского вокзала. Строилась эта линия как временная и предназначалась для
перевозки пассажиров на открывшуюся в тот момент Политехническую выставку, но и после ее
завершения этот полюбившийся горожанам транспорт надолго остался на службе столицы.

Наряду с конным трамваем по городу ходили трамваи и на паровой тяге, а 7 апреля 1899 года
появились первые трамвайные линии, по которым курсировали трамваи на электрической тяге.
Но и с появлением нового вида транспорта конки не ушли в прошлое, а продолжали служить
городу и перевозить пассажиров вплоть до 1912 года.

108

На площади около памятника Грибоедову была установлена сцена (наверное, в начале праздника
здесь проходили торжественная часть и выступления), справа был расположен экран, на котором
демонстрировались кадры, рассказывающие об истории трамвая, а также стояли колонки, откуда
на протяжение всего праздника звучали музыка, рассказы об истории и другая информация
(благодаря чему мы и узнали о том, что не было указано в анонсах - о предстоящем движении
колонны трамваев, которое началось в 13:30).

109

В тот момент, когда мы подошли к площадке праздника, диктор рассказывал об истории и трамваях
прошлых лет. Так, например, здесь мы услышали о том, что определенные правила перевозки детей
были связаны не с возрастом, а с ростом (и около входных дверей даже была отметка в 1 метр) -
именно с тех пор и пошло известное выражение "метр с кепкой".

На празднике никаких ограничений (по росту, возрасту, полу, весу:) не было, и поэтому все -
от мала до велика - с удовольствием заглядывали в окна вагонов, входили внутрь, взбирались
на лестницы и подножки трамваев:

115-4

110

Чтобы зайти внутрь вагонов, нужно было постоять в очереди. Надо сказать, что в тот момент,
когда мы сюда прибыли около 12:30, очередь была не очень-то большая, но ребенок (не часто
попадающий в столпотворение и потому слегка ошарашенный такой огромной толпой) в очереди
стоять не захотел даже ради возможности побывать в старинном вагоне, и поэтому мы просто
прогулялись вдоль колонны трамваев рассматривая вагоны, колеса, рессоры, сцепки..

111

Около каждого вагона были таблички с информацией о представленном экспонате:

111-2

Вагоны стояли друг за другом в хронологическом порядке - от конки до современных трамваев.

113

Почти около каждого вагона можно было встретить людей, одетых в костюмы того времени, когда
эксплуатировался тот или иной трамвай. Они не только оживляли картинку:), создавая образ той
эпохи, но и отвечали на вопросы гостей. Дети и молодежь смогли увидеть, какую одежду и форму
носили горожане и вагоновожатые в разные времена, а люди старшего поколения с ностальгией
вспоминали времена своей юности.

111-5

127

114-3

Молодые люди приветливо улыбались каждому, и своими улыбками и доброжелательностью
радовали гостей и добавляли им хорошего настроения в этот праздничный солнечный день.
Они охотно фотографировались с гостями (а при виде более-менее прилично выглядящего
фотоаппарата или заинтересованного фотографа занимали артистичные позы:).

114-4

125

126

124

Трамвай МТВ-82, который вышел на линии в 1947 году:

114-1

И именно этот трамвай на следующей (случайно найденной в недрах интернета) фотографии -
с тем же номером 1278 едет по тому же 18-му маршруту:

114-0

Ко тому времени, когда этот трамвай вышел на линии, в 40-х годах на улицах города появились
троллейбусы. С целью унифицировать городской транспорт, форма трамвая МТВ-82 походила
на троллейбус, и отличала его от собратьев более широкой передней и задней частью - за что
его в народе прозвали "широколобый". В отличие от других модификаций, имеющих скошенные
углы, этот трамвай из-за широкой лобовой части на некоторых участках "не вписывался в повороты" -
и потому ходил только по определенным (с более прямыми участками) маршрутам.

114-2

121-3

Конечно, большое количество людей не позволяло увидеть (и сфоткать:) издалека весь вагон
целиком, и часто затруднительно было подойти ближе - и тогда мы искали.. обходные пути:)

122

123

Наверное, еще ни разу я не видела столько фотографирующих - тут чуть ли не каждый снимал
на телефон, смартфон, планшет и никоны-кэноны-итп. Ну, а поскольку из-за большого количества
людей отбежать подальше (чтобы в кадр вошло побольше:) было невозможно, то иногда в кадр
попадали лишь фрагменты вагонов и людей:).

121-2

115-6 115-5

128

Ну, и напоследок решили войти внутрь хотя бы одного вагона. В тот, куда на тот момент очереди
не было (хотя, может, и была около передней двери (кажется, через нее нужно входить в трамвай?),
а мы вошли через заднюю дверь). Интересно было посидеть в вагоне старого трамвая (особенно,
учитывая то, что первый и последний раз ездили на трамвае, когда сыну было годика три):

129

А это трамвай нового поколения, который в самое ближайшее время выйдет на улицы столицы -
низкопольный, трехсекционный вагон PESA польского производства, оснащенный современными
системами безопасности и кондиционирования, бесшумный и имеющий низкую степень вибрации:

133

Кстати, почему-то именно здесь очередь на вход была в два-три раза больше, чем желающих
войти внутрь какого-либо трамвая прежних лет (в будущее хочется больше, чем в прошлое:).

134

До начала торжественного движения колонны трамваев мы немного погуляли..

135

..и пошли занимать удобные для просмотра (и фотосъемки:) места.

138

Всматриваясь вдаль, все с волнением ожидали, когда к нам навстречу поедет первый трамвай.
И, наверное, многим было особенно интересно увидеть идушую по рельсам конку...

139

..а я по шпалам, опять по шпалам иду-уу (слова из песни 60-х):

141

А вот и первый трамвай торжественно проезжает меж рядов гостей праздника:

142

143

144

Вслед за трамваем идет долгожданная конка, запряженная четверкой белоснежных лошадей:

145

146

149

150 s 151 s

С не меньшим интересом и радостью зрители встречали и провожали другие раритетные трамваи:

152

153

157

158

159

160

163

А вот тут я обратила внимание, что после того, как вагон проехал, дети бегут к рельсам и что-то
там высматривают... Оказывается, они бежали за своими монетками, которые положили на рельсы
перед приходом очередного трамвая:

164

ХулЮганы, подумала я сначала...

165

Но когда увидела, что и взрослые дяди (вспомнив свое детство:), тоже стали хулиганить,
то и мы решили сделать то же самое - положили монетку и стали ждать очередного трамвая...

166

Проехавший мимо трамвай изготовил для нас вот такой сувенир:

169

167 s 168 s

170

Это последний проехавший мимо нас вагон. Современный вагон PESA остался стоять на своем
месте, и лишь спустя некоторое время, когда праздник закончился и почти все гости разошлись,
мы издалека видели, как он тронулся с места и уехал вслед за остальными трамваями...

171 s

172 s

Покидая праздничную площадку, мы посмотрели размещенные на стендах детские рисунки:

173-2

173-3 173-6

174

175

Эти яркие, жизнерадостные рисунки вызывают улыбку и поднимают настроение.

176 s 177 s

Особенно мне понравился вот этот улыбающийся трамвайчик:

180

181

Несмотря на то, что праздник уже почти закончился, на экране все еще
демонстрировались кадры, рассказывающие об истории столичного трамвая:

182

183

Вскоре информационные табло погасли, и мы направились к дому...

184

Предыдущий Парад трамваев был в 2009 году, пять лет назад. Если Мосгортранс не изменит
традиции проводить такие праздники только в год круглой даты, то следующий парад состоится
лишь в 2019 году. Но, может быть, учитывая повышенный интерес горожан, праздник станут
проводить каждый год?.. :)