Познай себя - познай мир



Очень советую вам заглянуть в интерактивный образовательный центр "Познай себя - познай мир", который открылся в Дарвиновском музее 1 сентября - здесь вы наверняка оставите не менее двух часов, а унесете с собой знания, удивительные открытия, восхищение реализацией этого проекта и желание сюда вернуться.


Торжественное открытие интерактивного образовательного центра "Познай себя - познай мир", на котором присутствовал мэр Москвы Сергей Собянин, состоялось 28 августа, а 1 сентября Центр распахнул свои двери для всех посетителей. Подготовка к реализации этого проекта, автор которого директор музея Анна Клюкина, на протяжении трех лет велась сотрудниками Дарвиновского музея при поддержке Департамента культуры и Департамента науки.

Расположился центр в двух залах, где на сравнительно небольшой площади в 190 кв.м размещено более 100 интересных интерактивных стендов. В этом компактном пространстве содержится просто огромный объем информации, которая представлена в разнообразной и увлекательной форме. Информация и различные интересные предметы размещены не только на стендах, экранах, но и под потолком и даже на полу.

Здесь буквально на каждом шагу установлены современные мультимедийные системы, сенсорные панели, бесконтактные игровые устройства, микроскопы и многое другое - с ними любопытно познакомиться и научиться ими управлять, с их помощью интересно получать информацию и познавать окружающий нас мир.

У входа в образовательный центр расположен интерактивный игровой стенд - экран, на который проецируется ваше изображение. А если стать перед ним и выполнять все команды, то на экране появится символ центра - хамелеон, с которым можно сфотографироваться. Потом фотографию можно отправить на свою электронную почту с помощью расположенного рядом терминала.



Авторам проекта, сотрудникам музея, разработчикам, художникам удалось сделать Центр таким, что тут интересно посетителям любого возраста - даже взрослые с огромным интересом зависают у информационных и игровых экранов, все изучают, рассматривают, трогают, открывают ящички и удивляются тому, как все здорово придумано и реализовано.

На фотографии ниже, и следующих, можно видеть, насколько взрослые увлечены освоением стендов и изучением информации. Мне показалось, что взрослым тут даже интереснее, чем детям (хотя, конечно, здесь каждый обязательно найдет много нового, познавательного и интересного):



[Если любопытно узнать чуть больше, то загляните в ПЕРВЫЙ зал..]
Тут абсолютно все можно трогать руками - взять в руки баночку и почувствовать аромат цветов, сложить из костей скелет человека или из отдельных элементов собратьь растительную, животную или бактериальную клетку. Здесь повсюду притаились удивительные открытия - в незаметных на первый взгляд ящичках можно обнаружить коллекцию насекомых или грибов, а потянув за ручки, расположенные на стволах деревьев, можно увидеть образцы веток, листьев и коры.

Все пространство делится на три зоны - "Познай себя", "Познай мир" и "Единство всего живого".

В первом зале справа расположены стенды, с помощью которых можно "познать себя" - познакомиться со строением организма человека, исследовать его отдельные части и системы или рассмотреть под микроскопом частички тканей организма, проверить свои физические возможности и сравнить показатели своего организма с показателями организма животных.

Например, приложив руки к датчикам, установленным на стене, можно измерить свой пульс:



Здесь можно проверить свой вестибулярный аппарат - нужно встать на наклонную вращающуюся платформу,
взяться за поручни и попытаться удержаться, а на экране отображаются результаты этих испытаний:



Рядом стоит стенд, на котором можно сравнить силу своего удара с силой удара животных:



На этом аппарате можно измерить свой рост, вес, пульс, массу мышц и костей, содержание воды
в организме и (самый неприятный для некоторых людей показатель:) жировую массу тела:



Чтобы начать измерения, нужно опустить в аппарат жетон (его можно взять у смотрителя). По окончании теста аппарат выдает чек, на котором указаны результаты и рекомендации. Имеются противопоказания - аппарат не работает, если рост меньше 135 см и вес менее 15 кг; а также противопоказано измерение жировой массы тела беременным женщимнам и людям, у которых установлен кардиостимулятор или подобные устройства.

С помощью этих стендов можно познакомиться со строением тела человека - тут можно собрать из костей
скелет человека или изучить различные системы (костную, мышечную, кровеносную, нервную), причем
изображения на экране можно приближать и поворачивать на 360 градусов:



Рядом в шкафу размещены органы человека - сердце, мозг, печень и другие.
На органах цифрами отмечены части органа, а на листах написано их название:



Под микроскопом можно рассмотреть, как выглядят ткани организма и внутренних органов человека:



Вот какая-то лаборатория, в которой мы не успели поработать - и потому не знаю, что же там такого
интересного, что сразу двое детей торопятся встать на подставку, заботливо поставленную сотрудниками
музея специально для самых маленьких посетителей:



 
-эти, как и все маленькие фото ниже, кликабельны-

А напротив размещены стенды, с помощью которых можно познакомиться с органами чувств -
зрение, слух, вкус, осязание, обоняние:



Органы чувств есть не только у человека, но и большинства других обитателей животного мира,
и эта часть экспозиции в игровой форме рассказывает о том, в чём мы похожи и чем отличаемся.

Например, тут можно увидеть мир глазами человека, пчелы и различных животных:



Здесь можно познакомиться с другим органом чувств - вкусом. На игровом стенде нужно распределить
фишки в соответствующие с вкусом написанных на них продуктов - сладкий, кислый, горький, острый
(этот стенд интересен детям младшего возраста, но и взрослые не стесняются на нем поиграть:) -



  

Нажимая на "кнопочки" сенсорного экрана можно получить информацию о запахе и его роли в жизни человека и животных:

  

О запахе можно не только узнать, но здесь его можно даже почувствовать! Достаточно лишь взять закрепленную на магнитной стене (и привязанную за веревочку; чтоб не забыли поставить обратно:) баночку:



..больше всего понравился не знакомый мне прежде запах иланг-иланг. И, видимо, не только мне, поскольку именно у этой баночки веревочка оказалась оторвана. И как раз в тот момент, когда я тут была, подошли сотрудники музея и технические работники - они обсуждали, чем эти веревочки заменить, чтобы они не перетирались. Вообще, оба раза, когда мы тут были, видели, что сюда регулярно сюда заходят технический персонал, сотрудники музея, а также директор музея и автор этого проекта Анна Клюкина) - проверяют работоспособность оборудования и интерактивных стендов.

Знакомство со звуком. Передвигая ползунок на шкале сенсорного экрана, можно узнать, какой звук соответствует определенному уровню, выраженному в децибелах, и как он воздействует на человека:



Этот стенд имеет звуковое сопровождение - можно услышать полную тишину, шум трамвая или вагона метро, звуки города днем и ночью, и другие. И самый приятный (из представленных) - шелест листвы:



Помимо пяти основных чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание), есть и еще одно чувство (которое "не тетка, в лес не убежит":) - чувство голода. Здесь нужно накормить хамелеона, а заодно проверить свою реакцию:

 

Животные, как и люди, тоже испытывают эмоции, а некоторые из них умеют и не стесняются их демонстрировать. Этот стенд представляет собой четыре вращающихся цилиндра с фотографиями, на которых изображены эмоции ребенка и обезьяны - если картинки подобрать правильно, то внутри цилиндров загорится свет:



..казалось бы, простая задачка, но вот для эмоции "удивление" у меня картинки никак не выстраивались
в правильную последовательность. Заметив это, подошла смотритель и помогла решить задачку, сообщив
(по секрету:), что на цилиндрах есть "шпаргалка" (на фото она воооон там в верхнем правом углу) -



Вообще, все эти стенды о вкусе, звуках, эмоциях (как, впрочем, и вся экспозиция этого образовательного центра в целом) учит нас быть наблюдательными, внимательными к себе и окружающему нас миру.

Вот и следующий стенд призывает нас к тому, чтобы получше рассмотреть себя (любимого:) - определить свои генетические признаки такие, как цвет глаз, форма ушей и даже имеет ли изгиб большой палец руки -
и узнать, сколько людей с такими же признаками побывали в этом образовательном центре:



 

Элементарной единицей любого живого организма является биологическая клетка, а с различными ее видами (животной, растительной, бактериальной) и строением клеток поможет познакомиться вот этот конструктор:



Из отдельных элементов (ядро, цитоплазма, вакуоль) в соответствии со схемой нужно сложить клетку
(задачка для детей, но и взрослые вряд ли смогут пройти мимо):



В центре установлен огромный панорамный экран, который поможет совершить виртуальное путешествие
по планете - побывать в джунглях или на Северном полюсе, полетать над горами или опуститься на дно океана:



 

Жестами рук Землю можно крутить, приближать, отдалять и выбирать то место, куда хотите отправиться в путешествие. А если на пути встретится кто-то, чей силуэт обведен контуром, то нужно указать на него - он "увидит" вас и начнет двигаться. Помимо этого, тут еще развивается и координация движений, поскольку определенные команды нужно подавать левой рукой, а другие - правой.

..слева от экрана есть описание жестов и действий, да и смотрительница охотно помогает, обучает, подсказывает, но за два посещения я так и не запомнила, что и как нужно делать:). Удивило то, что этот экран понимает, где у меня левая рука, а где правая, когда рука согнута или вытянута вперед. На мой вопрос "Как он это делает?", смотрительница ответила, что он сканирует и видит все наши косточки (в общем, нас видят насквозь; а в будущем, видимо, появятся приборы, которые будут уметь читать наши мысли:).

Стенд "Царства живого" показывает многообразие мира живых организмов:





Рядом расположен большой экран, на котором показана жизнь дерева в разное время года и суток. Здесь можно увидеть и узнать, какие процессы происходят - постоянно движущиеся по всему экрану разноцветные стрелки показывают, как в зависимости от времени года и суток растения и деревья получают углекислый газ, питание, воду и как отдают кислород:



А на стоящем рядом сенсорном экране можно выбирать время года и время суток, и здесь же появляется информация о кислороде, углекислом газе, воде (а под текстом можно увидеть изображение строения атома):




[..а если есть еще немного свободного времени, то зайдите и во ВТОРОЙ]
Проходим во второй зал образовательного центра "Познай себя - познай мир"...



Один из стендов наглядно показывает - кто где живет. Вот над головой летит сорока:



Из дупла выглядывает сова (или это филин? я их всегда путаю:) -



Заглянем под кору - и через круглые оконца, оснащенные лупой, увидим, что там живут всякие жучки, червячки, гусеницы:



На стволе дерева растут трутовики, а если посмотреть в окошечки, то можно увидеть, кто скрывается за листвой:





В ветвях березы притаился жаворонок:



..а за ветками спряталась рыжая.. нет, не лиса:). Все лето мучала волосы регулярными перекрашиваниями (не могла определиться с цветом; все мне не нравилось:) и решила пока остановилась на таком ярко-осеннем цвете (к зиме поменяю; вот только не полинять бы:).

В одной из витрин можно увидеть коллекцю трутовиков (а ниже, в выдвижных ящиках, хранится коллекция мхов):



Если все хорошо рассмотрели и изучили, то неверняка ответите на вопросы без ошибок:



А еще можно поиграть в достаточно простую игру и расселить растения, насекомых, птиц и животных по их местам обитания:



Богатства животного и растительного мира - у наших ног:



Такое дизайнерское решение в оформлении экспозиции можно увидеть и в других музеях, но, обычно, витрины, встроенные в пол, занимают небольшую площадь, а здесь - почти весь зал. Очень необычно и красиво (поэтому, сорри, но фото пола будет много:).











 

 

Мне казалось, что кроты достаточно большие, минимум сантиметров 20 (учитывая размеры холмиков, которые они оставляют на полях), и лишь недавно узнала, что они, оказывается, совсем маленькие - размером с мышку. А здесь впервые увидела кротов вживую (ну, почти:) -





Прогуливаясь по этому полу кажется, словно вернулся в лето, гуляешь по лугу или в лесу. И тут обращаешь внимание на то, что не всегда замечаешь или видишь то, что скрывает лес. А усиливают это ощущение лес, изображенный на стене, вдоль которой стоят стволы деревьев:





Если, гуляя по лесу, не торопиться и быть наблюдательным, то можно заприметить много интересного. Вот и этот "лес" скрывает немало сюрпризов. Например, на стене и стволах есть ящички, открыв которые можно увидеть ветви, листья, плоды различных деревьев:



Чуть ниже есть еще один небольшой ящичек, где хранятся образцы коры березы, клена, рябины и других деревьев. Кора находится под стеклом, в котором есть окошечко - опустив в него руку, можно потрогать кору и узнать, какая она на ощупь:



Все полученные здесь (и имеющиеся ранее:) знания о деревьях и свою наблюдательность можно проверить, ответив на вопросы теста:



Здесь нужно ответить на пять вопросов (форма листьев, кора, цветы, форма ветвей, плоды), выбрав из пяти вариантов правильный:



А если какой-то вопрос вызвал затруднение, то всегда можно вернуться "в лес", открыть нужный ящичек - и найти там подсказку:



Интересно проходить этот тест вновь и вновь, выбрав какое-нибудь другое дерево. Приятно, что школьных оценок тут нет (как и на всех других стендах), и есть "право на ошибку" - вне зависимости от количества ошибок, тест будет пройден. А в качестве отметки выступает похвала (типа "молодец"; без указания количества ошибок:) или, как на этом стенде, бонус - дополнительная информация о дереве и о том, где его применяют и что из него изготавливают:



Тут, вооружившись лупой, можно посчитать кольца и узнать возраст деревьев:



Если терпения не хватило, то правильный ответ можно подсмотреть:) -



Затянулась бурой тиной
Гладь старинного пруда,
Ах, была как Буратино как та рябина
Я когда-то молода.. :)

Вообще, в ранней-ранней молодости:), ботанику (а вслед за ней и биологию, зоологию) я не любила (скорее всего, учитель виноват - не привил любовь к предмету:), но здесь с интересом "наверстывала упущенное", изучая пестики-тычинки, рассматривая листочки:



Здесь, на подсвеченном изнутри экране, можно хорошенько рассмотреть форму листа, его строение и узор:





Ниже экрана находится неприметный на первый взгляд стеллаж, где хранятся рамочки с другими видами трав, листьев деревьев и цветов:



А затем можно описать строение листа, ответив на вопросы теста:



..думала, что уж с дубом я справлюсь, но при выборе формы листа умудрилась допустить три-четыре ошибки:).



Этот интерактивный сенсорный экран хранит в себе информацию о строении частей растения - корне, побеге, цветке, плодах:

 

 

Не думала, что сыну будут интересны пестики-тычинки, но этот цветочный конструктор очень его увлек - здесь он провел много времени, составляя из отдельных элементов (пестик, тычинка, венчик, чашечка) различные цветы:



После того, как в корзину положен определенный набор частей цветка, на экране появляются изображения цветов, соответствующие придуманной вами формуле:



Вращая круг с представленными здесь образцами семян и плодов, можно рассмотреть их под увеличительной лупой:





Под микроскопом можно рассмотреть клетки различных растений:



При этом то, что вы видите в микроскоп, отображается на экране:



И тут же можно проверить полученные знания:



Здесь можно почитать информацию о растениях и их разнообразии:



Двигая ползунок по шкале на сенсорном экране, можно узнать об эволюции растений и увидеть, какими они были миллионы и миллиарды лет назад:



Первый раз я приехала в этот образовательный центр через три дня после его открытия; была одна, без ребенка (проезжая мимо не могла не зайти, т.к. любопытно было увидеть этот Центр, о предстоящем открытии которого узнала еще в августе из теленовостей) - и провела тут более 2-х часов.



А через неделю приехали сюда вместе с десятилетним сыном, и провели здесь почти три часа. И все равно на некоторых стендах не успели поработать, где-то с информацией ознакомильсь мельком, но наверняка что-то не заметили и обнаружим это в следующий раз...

Так, в первое посещение я не заметила, что стоящие в центре зала столы, на поверхности которых размещено множество интересных интерактивных устройств и экранов, имеют еще и выдвижные ящички, в которых хранятся различные экспонаты:



Например, в одном из ящиков можно обнаружить коллекцию трутовиков:



А в другом выдвижном ящике можно увидеть разнообразие мхов:

 

Игра "Кто что ест" особенно нравится малышам, но и дети постарше не смогут пройти мимо:





Тут нужно покормить животных и птиц кормом, название которого написано на жетоне. В меню есть гусеницы, комары, земляника, лесные орехи, семечки и даже конфеты, бутерброд, сосиска:



Если корм подходящий, то белка, сова или лягушка охотно откроют рот, а от сосиски или конфеты, конечно же, откажутся. А еще, если прислушаться (и если в зале будет не слишком людно и шумно), то можно услышать звуки, которые издают макеты, когда вы предлагаете им неподходящий корм. Эти звуки - аудиозапись голосов живых животных и птиц.

Вот еще одна интересная игра - здесь нужно заселить остров растениями, животными и птицами:



Игра похожа на игру в карты, играть можно вдвоем с компьютером или пригласить в игру третьего:). Правила таковы, что нельзя, например, поселить на остров лису, если на нем нет необходимой для нее пищи (зайца). А зайцу нужно определенное количество сурепки, и если ее достаточно, то зайца можно заселить на остров. Но нужно смотреть, кто там живет - если там уже обитает лиса, то она его съест:).

 

На этом же стенде можно поиграть в еще одну игру. На обозначенные места на столе нужно положить пару картинок, затем компьютер их считывает и эти растения, животные или птицы появляются на экране. Далее можно понаблюдать за тем, что произойдет - если это сурепка и заяц, то он будет спокойно гулять по лугу и есть траву, а если это зайц и лиса, то плутовка подкрадется, сцапает и съест косого (кстати, кровавая сценка здесь показана - так что, маленьким детям и особо впечатлительным взрослым лучше на это не смотреть;). Во время игры видеокамера снимает вас и проецирует изображение на экран - тем самым, видя себя на экране вместе с обитателями острова, создается "эффект присутствия".

 

Сын с увлечением играл в эту игру, а меня в это время заинтересовал соседний стенд, где можно получше узнать о птицах:



Здесь нет текстовой информации, а нужно пройти тест - нажимая на кнопки, расположенные рядом с изображением птиц, ответить на вопросы: голос какой птицы звучит, какие птицы зимуют в городе и какие прилетают весной:



Надо сказать, что не будучи орнитологом, безошибочно пройти тест почти невозможно, но тест можно проходить еще и еще раз - до тех пор, пока не запомните наизусть:).

А при помощи этого мультимедийного стенда можно узнать - чем поют насекомые:

 

 

Рядом с каждым насекомым находится кнопки (которые в первый раз, признаюсь, не увидела; и не только я - заметила, что и другие посетители проходят мимо них, и обращают внимание лишь тогда, когда заметят, что другие люди нажимают на эти кнопки). Если нажать на кнопку, то можно услышать звук, который издает насекомое. Но особенно впечатляет то, что в этот момент насекомое оживает - начинает двигать теми частями, которыми оно издает звук!



С помощью установленных на этом столе интерактивных приборов и сенсорых панелей можно познакомиться с обитателями луга и водоема:







Здесь можно познакомиться с обитателями водоема - поймав плавующую на экране рыбу, можно почитать информацию о ней:





Сыну очень понравилось ловить рыбу (любимое занятие многих мужчин:), а пока он рыбачил, я в это время ловила ползающих в траве насекомых и порхающих над лугом бабочек:

 

Здесь же в витрине можно увидеть коллекцию обитателей луга и водоема:



А если заметить расположенную чуть ниже надпись "Открой" и выдвинуть ящички,
то можно увидеть и других насекомых:



А в самом нижнем ящике можно увидеть черепы различных животных:



..размер некоторых оказался меньше, чем я представляла. Интересно было увидеть, что и здесь у бобра зубы (вернее, зубищи:) оранжевого цвета. Когда мы были в бобровом питомнике Воронежского заповедника, то обратила внимание на цвет зубов и подумала - они такие от оого, что грызут осину (которую им приносят на обед:) или же они такие с рождения?.. Вот кстати, когда держала в руках маленького бобренка две недели отроду, нужно было заглянуть к нему в пасть (у него зубки еще не страшные:) - тогда и нашла бы ответ на свой вопрос:)

 

Здесь можно познакомиться с разнообразием животного мира:



И рассмотреть под микроскопом как выглядит кожа змеи, шерсть белого и бурого медведей, иголки ежа или перо птицы:





А в конце второго зала расположена темная комнатка (на которую среди ярких стен залов можно и не заметить), где в темноте притаились животные, но чтобы их увидеть, нужно наступить на след, изображенный на полу:



 

Изучить следы животных и птиц можно также с помощью сенсорной панели, а полученные знания можно проверить в игре:



А тут можно оставить свой след - след в защиту природы. Нужно приложить руку к панели, стоящей на полу, и отпечаток руки тут же появится на экране:



Посещение этого замечательного мультимедийного интерактивного образовательного центра "Познай себя познай мир" стоит всего лишь..



Это стоимость входных билетов в будние дни, а в выходные - 120 руб взрослый, 80 руб школьники и льготные категории, 20 руб дошкольники. Кроме этого, необходимо приобрести входные билеты в музей: 250 руб взрослый, 80 руб школьники.

Кроме того, что в Дарвиновском музее есть теперь такой замечательный мультимедийный образовательный центр, здесь по-прежнему работает другая интерактивная экспозиция (хотя, конечно, и не такая масштабная, но тоже интересная) - "Пройди путем эволюции". Также в музее регулярно открываются новые выставки и проходят различные мероприятия. Помимо экскурсий и программ для организованных групп (которые нужно заказывать сильно заранее:), в музее проходят программы для сборных групп (в т.ч. в будние дни).



Featured Posts from This Journal