Воронежский театр кукол ШУТ




Воронежский театр кукол ШУТ мы с десятилетним сыном посетили впервые год назад. А до этого не были здесь ни разу (хотя и живем недалеко все лето, и в течение года бываем довольно часто) - просто потому, что сын с самого раннего детства не любил кукольные спектакли и мультфильмы. И когда мы посмотрели наш первый спектакль в этом замечательном театре, то пожалела о том, что не были здесь прежде и пропустили многие детские спектакли. Но тут же подумала о том, что такие замечательные спектакли этого театра смотреть никогда не поздно.

В этом театре даже на самых детских спектаклях поднимаются важные жизненные темы, а прекрасная игра актеров завораживает и не оставит равнодушным ни детей, ни взрослых. Более того, мне кажется, что именно взрослые в полной мере смогут оценить работу актеров, режиссера, композитора, художников и всех,кто принимает участие в постановке спектаклей. Скажу честно, моему сыну нравится этот театр, но он не стремится в него так, как я. А я жду встречи с этим театром и его актерами, а по окончании спектакля не хочется с ними расставаться. И теперь всегда, когда мы планируем очередную поездку в родные края, то сразу же захожу на сайт театра, чтобы посмотреть, какие спектакли будут показаны в эти дни.

За год мы посмотрели четыре спектакля, и если бы летом театральный сезон продолжался, то увидели бы еще несколько постановок. В репертуаре театра есть спектакли для взрослых (когда-нибудь я схожу на них, не дожидаясь, пока сын вырастет:), для детей от 10-ти лет ("Белый Бим Черное Ухо", "Волшебное кольцо", "Маленький принц" - на первых двух были, а последний ооочень хочется увидеть), для детей младшего возраста (на любой из них с удовольствием сходим и в первый, и во второй раз), а еще осенью прошлого года в театре открылась "Малышкина сцена" для самых юных зрителей от 2 до 5 лет (вот сюда мы уже никак не попадем, переросли:).

Театр основан в 1925 году, первый спектакль состоялся в Воронежском университете. Уже в 30-е годы театр был в тройке лучших кукольных российских театров, гастролировал по России и за рубежом. В 1987 году театр поселился в красивом здании, которое тридцать лет назад выделялось от своих архитектурных собратьев советской эпохи, но и сейчас впечатляет своей архитектурой и похоже на дворец из сказки:



На площади перед театром сидит Бим - он все еще ждет своего хозяина, высматривая его в толпе прохожих:



Повесть уроженца Воронежской области Гавриила Троепольского "Белый Бим - Черное Ухо" переведена на 20 языков, снят замечательный трогательный фильм, и вот уже много лет не сходит со сцены этого театра одноименный спектакль.

Театр кукол "Шут" носит имя Валерия Вольховского, он руководил театром с 1987 по 2003 год:



Как и в московском кукольном театре им.Образцова, на фасаде Воронежского театра кукол "Шут" им.Вольховского находятся часы (правда, открывающихся окошек тут нет):



Тыльная часть театра не уступает фасаду и так же красива:



Слева от здания тетра установлены скульптурные композиции с героями русских сказок:





Холл и касса театра:



Я специально не написала о цене билетов ни в начале, ни в конце, а "замаскирую" ее вот тут, между фото. Потому как размер стоимости, конечно, имеет значение, но говорить о ней как-то неловко, когда на сцену выходят такие Актеры, для которых (как мне кажется) искусство прежде всего (вне зависимости от размера), которые каждый свой спектакль (и для взрослых, и для детей) играют так, словно участвуют в каком-то очень важном фестивале, которые отдают себя сцене, куклам, зрителям на 200%. В общем, стоимость билетов на детские спектакли 200-250 рублей, на взрослые 300 (нигде нули я не потеряла; это первые ряды; на дальние не знаю, наверное еще дешевле).



Холл на первом этаже (и здесь же расположен гардероб):



Холл второго этажа и красивая ажурная лестница, ведущая на третий этаж:



На втором этаже находится буфет:



Зрительный зал расположен на первом этаже. Направляясь в зал, можно увидеть аквариумы с рыбками, а еще здесь есть клетка, в которой обитают попугаи (и другие, имена которых я не знаю:).



Эта клетка поднимается ввысь - с первого этажа до третьего:





На третьем этаже расположен музей театра:



Подробнее о музее театра я писала здесь. Именно музей и привел нас впервые в этот театр год назад. Мне очень хотелось хотелось посмотреть экспозицию музея и кукол, фотографии которых я увидела однажды, но отдельного входа в музей нет и посетить его можно только если есть билет на спектакль.

Ну, а поскольку мы с сыном не очень любим кукольные театры (вернее, не любили, пока не посетили Воронежский театр кукол) и, кроме этого, в этом театре ни разу не были и не видели ни одного спектакля, то нам, в общем-то, было почти всё-равно на какой спектакль пойти. Хотя, когда посмотрела на сайте театра фотографии со спектаклей, то заинтересовали многие из них.

Спектакль "ДИКИЙ" по сказке Андерсена "Гадкий утенок" стал первым спектаклем, который мы увидели в Воронежском театре кукол "Шут":



В этом театре артисты не скрыты за кулисами, а всегда на сцене:



Причем они не просто кукловоды, а прекрасные драматические актеры. Они не только управляют куклой, но и буквально живут жизнью своих персонажей, передают им свои эмоции - актер и кукла становятся одним целым.



Здесь очень выразительные куклы - с наклоном головы меняется и выражение их лица, а актёры дополняют и усиливают эти эмоции.



А еще я обратила внимание, что и в этом спектакле, и в других, некоторые куклы похожи на своих "хозяев". Или наоборот - актёры становятся похожими на куклу своего персонажа.



Актеры играют совершенно искренне, с полной отдачей, без скидки на то, что спектакль детский. И, как мне показалось, они словно возвращаются в детство и сами испытывают большое удовольствие от участия в показе этого детского спектакля.



И нам, взрослым зрителям, они дают возможность побыть немножечко детьми - вспомнить ту сказку, которую нам мамы читали в детстве, пережить еще раз те детские эмоции и искренне радоваться тому, что неказистый, непохожий на других утенок стал прекрасным лебедем.



В этом спектакле мне очень понравились два харизматичных персонажа (таких и в жизни можно нередко встретить) - это задирчивый петух (на фото выше), который кричит, ерепенится, но на самом-то деле имеет трусливую душонку и готов в секунду поменять свое мнение..

..и чванливый, надменный индюк, с мнением которого считаются все на этом птичьем дворе и кудахчут ему в унисон, боясь высказать иную точку зрения. Лишь один "глупый", не похожий на других утенок, имеет "наглость" задавать "неудобные вопросы" и перечить индюку.



В этой постановке даже мать утёнка, хоть и любит своего сына, но боится перечить индюку и вынуждена считаться с мнением общества. Показана очень трогательная сцена, когда мать в темноте, ночью, пока весь птичий двор спит, говорит сыну о своей любви, в каждом ее слове слышны сожаления и извинения за то, что она не в силах нарушить законы птичьего двора...

Эту сказку, в которой гадкий утенок, пройдя все испытания, становится прекрасным лебедем, все мы знаем с самого детства. В ней поднимаются вопросы, которые волнуют не только детей, но и знакомы нам, взрослым - она рассказывает о том, что очень часто в жизни общество не принимает, выталкивает тех, кто не похож на многих из них, и о том, что нужно быть терпимее к тем, кто в чём-то от нас отличается.

В этом спектакле прекрасно раскрыта тема выбора - остаться на птичьем дворе (в тепле и при кормушке), или же уйти и идти своим путем, искать свое место и своих людей. А люди, близкие по духу или те, которые вас полюбят, обязательно будут. Вот и в этой постановке известной всем сказки они есть - прекрасный черный лебедь встретит свою белую лебедиху. Причем она полюбит его не за внешность, и еще до того, как она его увидела - а за его голос и за его душу:



На фото выше видно, что актеры, которые во время спектакля актёры жили жизнью своих персонажей, теперь искренне радуются за своих героев и счастливый конец сказки. Да и я, признаюсь, сопереживала героям и в финале чуть не всплакнула; и не я одна - сидящая за мной женщина тоже шмыгала носом:).

А вот это не просто финальный выход, это - низкий поклон и искренняя благодарность зрителю:



Браво актерам, прекрасно исполнившим свои роли и проживших на сцене жизнь своих героев! И, конечно же, режиссеру, художникам, мастерам, изготовившим кукол и декорации, и всем, кто занят в постановке этого и всех других спектаклей. А еще хотелось бы отметить работу звукорежиссера - и на этом, и на других спектаклях прекрасно подобрана музыка (или специально написана к спектаклю) и оптимальный уровень звука.



Зрители аплодируют стоя. Кстати, обратите внимание, что на этом детском спектакле есть несколько зрителей без детей - поклонники театра и актёров. А вот там в конце в сером костюме - это одна из смотрителей зала, она вместе со всеми искренне радуется за счастливый финал и восхищается игрой актёров. Кстати, когда зрители покидают зал, смотрители нередко спрашивают: "Понравился ли вам спектакль?" - им, так же, как и актёрам, хочется видеть реакцию зрителей и узнать их мнение. А вообще, в этом театре очень теплая атмосфера, приветливые сотрудники, которые любят свой театр - поэтому сюда хочется возвращаться еще и еще раз...

А в следующий раз мы пришли на спектакль "КАШТАНКА", поставленный по одноименному рассказу Антона Павловича Чехова:



С первых же минут спектакль переносит зрителя в конец XIX - начало XX века. И абсолютно всё - декорации, костюмы, музыка, свет, игра актеров - передаёт дух и настроение чеховских произведений.



Приятно было встретиться еще раз с уже знакомыми нам актёрами. Но в этом спектакле они еще более раскрывают грани своего таланта - мастерства драматических актёров.



В некоторых сценах главное действующее лицо - куклы, в других - заняты только актёры, в третьи - куклы и актёры одновременно. Такая смена сцен и жанров делает спектакль очень динамичным, увлекательным. интересным.





И в этом спектакле мы увидел замечательную работу режиссера-постановщика (Валентин Козловский), художника-постановщика (Елена Луценко), композитора (Александр Балаян), художника по свету, звукорежиссера... Для нас они остаются "за кадром", но мы можем видеть лица тех, кто блестяще реализует все их режиссерские задумки - это талантливые актёры. Имена некоторых из них (на фото слева направо) - Елена Кисилева, Михаил Мальцев, Любовь Марчук, Михаил Каданин, Елена Симанович, Владислав Ефанов:





На некоторых спектаклях этого театра есть такая "фирменная фишка" - по окончании спектакля и после выхода к зрителям (иногда дважды), актёры не уходят со сцены, а продолжают играть свои роли. Вот и в этом спектакле после выхода к зрителям, актёры покидали сцену танцуя:



Спектакль "Каштанка" - участник гастрольных туров и множества театральных фестивалей, и во многих из них занимает призовые места (иногда сразу по нескольким номинациям). Я очень советую посмотреть этот спектакль. Может быть, когда-нибудь он будет показан в столице или приедет на гастроли в ваш город...

Третьим нашим спектаклем в этом театре стал "БЕЛЫЙ БИМ - ЧЕРНОЕ УХО", поставленный по повести уроженца Воронежской области Гавриила Троеполькского:



Вспоминая трогательный фильм "Белый Бим - Черное Ухо" с Вячеславом Тихонвым в главной роли, именно этот спектакль мне очень хотелось увидеть в этом театре более всего. Спектакль понравился и мне, и сыну, но, признаюсь, чуть меньше трёх других - наверное, потому, что как-то слишком много тут "не добрых" персонажей, наверное один лишь только мальчик имеет сострадание и доброе сердце. Мне кажется добрых людей на свете чуть больше:)



И, конечно, приятной неожиданностью, вызывающей улыбку у всех зрителей, стало появление живой собаки:



Пусть она и не похожа на Бима из спектакля или фильма. Хотя, если бы на сцену вышел английский сеттер - это было бы вообще супер:).

А вот здесь вглядитесь в лица актёров - по окончании спектакля они своим взглядом словно продолжают "говорить" со зрителем:





ВОЛШЕБНОЕ КОЛЬЦО.
Этот спектакль я посетила недавно, 17 марта. без сына, в единственном лице:). Просто его в 4-ом классе догнала ветрянка (от которой дважды сбегали в детском саду; потому и ходили туда в общей сложности не более двух месяцев:). Благодаря ветрянке внепланово уехали на недельку из Москвы в родные пенаты. И хотя болезнь уже отступила, размалёванного ребёнка я никак не могла привести в театр, но и сама не могла не пойти. Как и на других (даже детских) спектаклях этого театра, в зале были взрослые без детей - так что, в своем одиночестве я не была одинока:).

Есть замечательный мультфильм "Волшебное кольцо", снятый по мотивам одноименной сказки Бориса Шергина (помните, наверное - "пошто, мужик, животину мучаешь", "постройте-ка мост от нашего крыльца до царского дворца", где рассказчика озвучивал Евгений Леонов). И этот спектакль Воронежского театра кукол поставлен по этой сказке, но в интерпретации (если вы это прочитаете, то увидите, что сюжет чуть отличается и имена другие) уроженца Воронежа, писателя, поэта, драматурга Андрея Платонова.



Спектакль идет в будний день в вечернее время, поскольку рассчитан на возраст детей от 10-ти лет (кстати, на сайте театра в разделе "репертуар" этого спектакля нет, а также нет там спектакля "Король Лир"; хотя, идут они в этом театре достаточно давно; искать их нужно в афише). В зале (помимо нас, взрослых без детей:) были школьные группы детей примерно 5-6 класса; весь спектакль они сидели тихо, как мышки:) и увлеченно наблюдали за действием спектакля.

Перед началом спектакля, как и обычно, к зрителям с приветственными словами обратилась служитель театра. Она сказала и о том, что этот спектакль очень любим артистами и работниками театра - и на протяжении всего спектакля мы видели подтверждение этим словам. Как и на всех других спектаклях, актёры работали с полной отдачей и жили на сцене жизнью своих героев. А еще вызывает восхищение артистизм актеров и то, с какой неподдельной искренностью в диалогах они разговаривают с куклой как с человеком, словно она живая (один из таких эпизодов на фото ниже):



В этом спектакле, как и в Каштанке, актёры иногда исполняли свои роли без кукол - во время этих сцен можно было наблюдать прекрасную игру и талант актёра. В других сценах актёр играл свою роль вместе с куклой (и тогда рампы освещали группу актеров и кукол; при этом часть актёров не уходили со сцены, а находились в тени на заднем плане). Иногда рампа освещала только лишь куклу, а лицо актёра оставалось в тени, но с первых рядов хорошо видны его эмоции.

И не случайно взрослые поклонники театра берут билеты на первые ряды. Мы всегда сидим на втором (обычно с краю, чтобы не мешая позадисидящим можно было сделать несколько фото:), но на этом спектакле у меня был билет в первый ряд. Мне показалось это слишком близко, и я пересела на пятый (с этого ряда начинается подъем), но во втором действии вернулась на своё место в первый ряд - чтобы лучше видеть и чувствовать эмоции актёров и кукол.

Я поняла, почему мне нравится именно этот театр. Потому, что здесь актёры не скрыты за ширмой - видны их игра, мимика, движения, жесты, эмоции. А еще потому, что здесь в действии на сцене участвуют двое - кукла и актёр (или кукла и два актёра; иногда они управляют куклой вдвоем), которые передают друг другу свои эмоции, а от них эти эмоции идут к нам, зрителям. Наблюдать за тем, как актёр старается чувствовать куклу, а кукла становится ему послушной, и видеть, как актёр буквально сливается со своей куклой в одно целое и даже словно растворяется в ней (актёра словно уже нет, всю свою душу и всего себя он отдал кукле) - огромное удовольствие!



В этой постановке театра прекрасная режиссура и множество интересных решений. Например, забор, который актёры с грохотом двигают - разделяя таким образом эпизоды и привлекая внимание зрителей к сцене (и будят тех, кто вдруг случайно отвлекся или уснул:). А у Аспида (он играет роль темной силы; в мультфильме эта роль отведена мужику, который животину мучил, и заморскому принцу, к которому сбежала принцесса) внутри капюшона и рукавов находятся фонарики - они иногда освещают лицо этого персонажа и также привлекают внимание зрителя. Еще интересно реализован фрагмент, когда змея переползает из одного рукава Аспида в другой, или когда Аспид превращается в змею - он стоит на сцене, затем как-то незаметно исчезает и остается лишь его одежда (а зрителю кажется, что стоит на сцене), а потом одежда вдруг падает на пол.

В этом спектакле некоторые персонажи имеют две куклы разного размера - например, когда Семену снится сон, то на сцену выходит кукла небольшого размера. А еще мне очень понравилась кукла "второго плана" - гармонист; им управляли два актера и было видно, насколько они сконцентрированы на каждом движении куклы - в результате меха гармони расходились и сходились так, как во время игры на настоящей гармони; а еще у этой куклы очень выразительное лицо и взгляд - словно за плечами этого персонажа большой и непростой жизненный путь, а когда лицо куклы поворачивалось в мою сторону, то он буквально сверлил меня своим взглядом, и казалось, что поет эту песню именно для меня (ну, или для того, на кого смотрит).

Как и во многих других спектаклях этого театра, здесь замечательные костюмы и декорации (их не много, чтобы не отвлекать внимание зрителей, но они достаточно интересные, чтобы привлечь внимание к сцене), прекрасная работа режиссеров по свету, звукорежиссеров. Звучит хорошая музыка, которая написана специально для этого спектакля, а песни положены на слова стихов Андрея Платонова.

Этот спектакль в чем-то похож на спектакль "Каштанка", хорошо читается один и тот же почерк. Обе эти постановки принадлежат перу одних и тех же авторов - режиссер-постановщик Валентин Козловский, художник-постановщик Александр Ечеин (в "Каштанке" Елена Луценко), композитор Александр Балаян. Все они, а также актеры Елена Кисилева, Михаил Мальцев, Любовь Марчук, Татьяна Ечеина - уже много лет в этом театре, прошли школу Валерия Вольховского (который руководил театром с 1987 по 2003 год) и вместе с ним делали этот театр таким, каким мы можем видеть его сейчас.

Во времена руководства театром Валерием Вольховским (чье имя носит Воронежский театр кукол Шут, а также и Челябинский кукольный театр, где он начинал свою театральную деятельность) на театральную сцену были привнесены новшества, которые сыграли важную роль в театральной среде и выделяли (и выделяют до сих пор) Воронежский театр кукол "Шут" среди других росссийских и зарубежных кукольных театров. Например, именно во время руководства театром Валерием Вольховским актёры перестали быть невидимыми, а вместе со своими куклами вышли из-за ширмы на сцену.

Финальной фотографии с этого спектакля у меня нет (с первого ряда как-то неловко было щелкать затвором фотоаппарата, да и не вошли бы в кадр все артисты на фокусном 30или50). Знаю, что во время спектакля фотографировать нельзя, но если фотик в сумке (а он всегда там:), то удержаться невозможно (особенно на замечательных спектаклях этого любимого мною театра) - поэтому фотографирую (стараюсь выбирать моменты, когда хлопки затвора не будут слышны на весь зал:), но до тех пор, пока.. смотрители сделают замечание. На этом спектакле меня "засекли" очень быстро:), потому фоток не много. Кстати, на сайте театра фотографий с этого спектакля почему-то вообще нет; но их можно посмотреть, например, здесь.

Сцена и зал ждут своих новых зрителей...



Ну, а я буду с нетерпением ждать того дня, когда мы снова войдем в этот театр, займем свои места в зале и вновь увидим кукол, лица актеров и прекрасное исполнение ролей... С удовольствием сходим на детские спектакли (за исключением тех, которые идут на Малышкиной сцене; их мы переросли:). Остался еще один спектакль для детей от 10-ти лет, который очень хочется увидеть - это "Маленький принц". И, конечно же, когда-нибудь мы посетим спектакли для взрослых - Шинель, Пионовый фонарь, Королевский стриптиз, Король Лир.

Бим тоже ждет... Своего хозяина. Встречая и провожая взглядом зрителей театра и просто прохожих...



P.S.
выше я упомянула имя Андрея Платоновича Платонова (настоящая фамилия Климентов) и вспомнила о том, что ежегодно в первых числах июня в Воронеже проходит "Платоновский фестиваль искусств", посвященный памяти писателя, имя которого известно не только в России, но и далеко за ее пределами. Фестиваль собирает театральные коллективы со всего мира и проходит на протяжении нескольких дней. В этом году фестиваль станет пятым, юбилейным, и пройдет с 3 по 14 июня 2015 (программа фестиваля).

В прошлом году, как и обычно, в начале июня мы уже приехали в родные края на ПМЖ:) на всё лето. Несколько раз пролистала программу, но, к сожалению, так ни на чем не остановилась - наверное, потому, что те мероприятия и спектакли, которые заинтересовали, либо не подходят для посещения с детьми 10-ти лет, либо проходили в вечернее время (до самой ночи). Хотя, было, конечно, немало мероприятий и для детей. И единственное, в чем мы приняли участие - это шествие уличных театров по центральной улице города (не ожидала, что народу будет тьма, прям как в первопрестольной:). Но в этом году мы обязательно посетим какие-либо спектакли, концерты или другие мероприятия, проходящие в рамках фестиваля.

В общем, Платоновский фестиваль искусств - это хороший повод наведаться в те края (особенно, если еще ни разу не были в Воронеже; или были, но не видели многого). А посмотреть тут есть что - это Дивногорье, Замок принцессы Ольденбургской, Музей-заповедник Костенки, Воронежский заповедник и бобровый питомник, Океанариум, усадьба Веневитиновых, Белогорье, Костомарово, Конезавод графа Орлова, недавно открывшийся в Воронеже корабль-музей "Гото Предестинация" (как раз о нем будет следующий фоторепортаж) и многое другое. Карта, на которой отмечены достопримечательности Воронежской области, и рассказы о некоторых из них в каталоге.


Featured Posts from This Journal

  • Музей Воронежского театра кукол ШУТ

    В 1987 году Воронежский театр кукол ШУТ (о театре я писала здесь) поселился в новом, красивом здании: А 5 июля 2001 года на третьем этаже…

  • Гото Предестинация

    Летом 2014 в Воронеже, на родине военно-морского флота России, состоялось открытие корабля-музея "Гото Предестинация" - действующей…

  • Гарик - в Воронеж, мы - за ним..

    С некоторых пор десятилетний сын вдруг стал слушать Гарика Сукачева (что, впрочем, не удивительно - на его концерте Егор был за восемь месяцев…

Сегодня посмотрели "Волшебную лампу Алладина". В отличие от четырех других спектаклей, которые мы посмотрели в этом театре, в этой постановке артисты были скрыты за ширмой, и, к моему сожалению, нельзя было видеть их лица, мимику, эмоции - наверное, поэтому этот спектакль мне понравился меньше остальных. И если предыдущие были рассчитаны на возраст 6+ и 10+, то этот на 4+ - и спектакль, действительно, чуть проще для восприятия. Куклы в спектакле хорошие и совершенно потрясающий огромный-огромный джин:



Edited at 2015-04-08 06:26 pm (UTC)