Верфь исторического судостроения "Полтава"



В этом рассказе я писала о корабле-музее "Гото Предестинация", который открылся два года назад на родине российского военно-морского флота, в Воронеже. Своим новым рассказом приглашаю вас в пригород Санкт-Петербурга – заглянуть на верфь, где ведётся строительство реконструкции петровского корабля "Полтава".

Но прежде, чем рассказать о верфи и корабле "Полтаве", напишу немного об истории и его предшественнике – корабле "Гото Предестинация", который был первым линейным кораблём России и стал первым в России проектом создания корабля-музея петровских времён.

По возвращении Петра I из первого Азовского похода 1695 года, который оказался неудачным (главной причиной поражения стало отсутствие военных кораблей), было принято решение о создании военной флотилии. Местом постройки военных кораблей был избран Воронеж и его окрестности - поскольку здесь росли необходимые для постройки кораблей леса и был прямой выход в Азовское море по реке Дон, в которую впадает река Воронеж. Всего за одну зиму 1696 года на воронежских верфях было построено 4 корабля, 4 бандеры, 23 галеры, 1300 стругов, которые в мае 1696 года направились в сторону Азова, и в июле того же года Азов был взят. В ноябре 1696 года Боярская дума утверждает царский указ о создании военного флота и повелевает: "Морским судам быть!". Строительство судов на воронежских верфях продолжалось с 1696 по 1711 год. Одним из кораблей, построенном на воронежских верфях, был "Гото Предестинация". Заложен корабль лично Петром I в ноябре 1698 года, спущен на воду 27 апреля (8 мая) 1700 года. Руководил постройкой Лукьян Верещагин и Федосей Скляев (сподвижник Петра I еще со времён постройки потешной флотилии в Переславле-Залесском; он же руководил строительством корабля "Полтава"). Подробнее - в рассказе о корабле-музее "Гото Предестинация":



Создание действующей копии петровского корабля "Гото Предестинация" (Божье Предвидение) началось в 2011 году. Металлическую часть корпуса и машинное отделение строили в Воронежской области на Павловском судостроительном-судоремонтном заводе (в петровские времена здесь располагалась одна из верфей). А деревянные части корпуса, декоративные элементы, мачты, такелаж, вооружение, внутреннее убранство изготовлены карельскими мастерами и петрозаводской судостроительной компанией "Варяг":


источник фото1, фото2
Спустя два года строительства, летом 2013 года, металлическая часть корабля была доставлена в Воронеж. В августе этого же года карельские мастера разобрали построенный деревянный корпус на 58 частей, перевезли в Воронеж и на берегу Воронежского водохранилища начали сборку корабля. Торжественное открытие корабля-музея "Гото-Предестинация" состоялось в День военно-морского флота 25 июля 2014 года (кстати, в этом году его отмечают 31 июля).


источник фото1, фото2
А в 2013 году началось строительство другого петровского корабля - "Полтава", который так же, как и "Гото Предестинация", был построен по чертежам Петра I и под его личным руководством, но младше своего собрата на 12 лет (спущен на воду в 1712 году; а своё название корабль получил в честь победы в Полтавской битве). На фото ниже можно видеть начальный этап строительства - в 2014 году заложен киль и установлены несколько шпангоутов:


Если сравнить эту фотографию и две предыдущие, то можно видеть принципиальное отличие конструкции двух кораблей – у "Гото Предестинации" нижняя часть судна имеет металлический корпус (и машинное отделение), а вот корпус "Полтавы" полностью деревянный. И, как утверждают создатели, действующая копия корабля "Полтава" сможет ходить под парусами (кстати, у копии корабля "Гото Предестинация" парусов нет вообще; может, и лежат они где-нибудь в трюме, но на мачтах я их не видела и в этом году).

Как и в случае с созданием действующей копии "Гото Предестинации", конструкторы "Полтавы" столкнулись с тем, что практически не сохранилось исторических и технических чертежей и документов. Есть лишь чертёж Федосея Скляева фрагмента корабля, да гравюра Питера Пикарта (она ниже на первом рисунке; кликабельно, можно увеличить):



..кстати, на фото выше можно видеть, что на монете, выпущенной Банком России в 1996 году к 300-летию российского флота (основанного в 1696 году, в Воронеже), надпись гласит о том, что Полтава является первым линейным кораблём. На самом деле, первым линейным кораблём России был "Гото Предестинация", построенный на воронежских верфях на 12 лет раньше, в 1700 году. Вот если, говоря о корабле "Полтава", построенном на верфях Санкт-Петербурга (который основан в 1703 году, а верфи там заложены в 1704 году), к "первому линейному" добавить "Балтийского флота" – тогда это утверждение будет иметь значение "true":).

Реконструкцию корабля "Гото Предестинация" мы увидели уже в готовом виде, но, конечно, интересно было бы понаблюдать за начальными этапами строительства (процесс не менее интересен, чем результат). Поэтому, как только я узнала, что в окрестностях Санкт-Петербурга идёт строительство корабля петровских времён, да к тому же проводят экскурсии по верфи, то запланировала её посещение. Ездили в Питер в феврале, но на верфь не поехали (были без авто, да и зимой ехать в пригород не очень хотелось), а вот во время майского автопутешествия (Пушкинские горы, Псков, Изборск, Великий Новгород, Санкт-Петербург, Лахта, Петергоф, Пушкин, Кронштадт) экскурсия по верфи стала одним из главных пунктов поездки.



Расположена верфь в пригороде Санкт-Петербурга, в посёлке Лахта. На фото выше стоящее справа здание принадлежит яхт-клубу "Геркулес", а слева - верфь исторического судостроение "Полтава".



На фотографиях, а также на многих объектах и на страницах сайта верфи исторического судостроения "Полтава" можно видеть логотип Газпрома. Как вы, наверное, уже догадались, именно он является главным спонсором строительства; более того, именно его руководителю Алексею Борисовичу Миллеру принадлежит инициатива создания копии петровского корабля "Полтава". Основана верфь в 2013 году, а уже с 2014 года здесь стали проводить экскурсии:



Экскурсии проходят по расписанию, но необходима предварительная запись. По прибытии на верфь, нужно зайти в "Дом корабельного мастера", где расположены касса, сувенирная лавка и небольшая экспозиция:





Среди экспонатов экспозиции можно увидеть копии предметов петровского времени и инструментов, которые применяли при строительстве кораблей прошлых веков:



А также здесь представлены некоторые современные инструменты и детали, которые используют для строительства "Полтавы"; например, вот такой огромный гвоздь:



Брёвна, из которых строят корабль, тоже огромные, их привозят из Беларусии и разных регионов России:



А это сборочный ангар (точнее, стапель - так на языке морских терминов называют сооружение для постройки судна), который скрывает в себе самое интересное - действующее производство будущей действующей копии петровского корабля "Полтава":



И первое, что мы увидели, когда вошли в ангар - строительные леса, установленные вдоль бортов корабля:



Пока еще можно увидеть шпангоуты, но скоро их закроет уже наполовину выполненная обшивка корабля:



Обойдя препятствие из строительных лесов, можно заглянуть вниз и увидеть киль и обшитое днище корабля:



А еще можно подняться наверх, на специально построенные (видимо, для туристов:) галереи, где продолжается рассказ экскурсовода об истории строительства кораблей на верфях северной столицы и о реконструкции корабля "Полтава":





С высоты отлично видно всю производственную площадку и скрытый за строительными лесами корабль:





Одна из уже построенных шлюпок (upd 29.10.16: в комментариях меня поправили, что эта шлюпка не с Полтавы, а с Авроры; на верфи шлюпка была на реставрации):





На стенах ангара (фото выше и ниже) закреплены уже готовые мачты:



На стене вдоль галереи размещена историческая и техническая информация:





А ещё у нас была возможность подняться на борт корабля:





Палубы еще пока нет, но зато благодаря этому можно видеть "скелет" корабля (который вскоре будет скрыт палубой и обшивкой) и крепления деталей:





Мне кажется, посещение верфи и возможность постоять на борту строящегося корабля петровских времён произвело впечатление на всех экскурсантов, но особенно на мальчишек, и надолго останется в их памяти. Наверное, каждый из них в этот момент представлял себя капитаном или матросом этого корабля, и хотел бы постоять у штурвала (пусть пока и не настоящего).



Среди экскурсантов нашей группы было несколько человек, увлекающихся судомоделизмом - они с особенным интересом рассматривали детали и крепления различных деталей. Для меня же названия деталей незапоминаемы, технические особенности непостижимы - поэтому просто запечатлела на фото несколько фрагментов (пока всё это не скрылось за обшивкой:).









Для обшивки корабля, толщина которой около 12 см, используют заранее склеенные между собой доски:



Какое-то приспособление, которое что-то удерживает (кажется, конец очередного ряда обшивки):



Для изгиба и склеивания различных деталей используется вот такая конструкция (ещё одна такая, но большего размера, установлена рядом с ангаром):



Судоверфь оснащена высокотехнологичным оборудованием и современными инструментами, но наряду с этим используются технологии, которые применялись для постройки судов и триста лет назад.



Выходных дней здесь нет - поэтому во время экскурсии вы наверняка увидите работающих людей.



А вот обеденный перерыв есть (это святое:). Наша экскурсия должна была начаться в 14 часов, но мы приехали на час раньше, а поскольку были и другие посетители, то экскурсовод решила провести внеплановую экскурсию, которая началась около 13 ч, и в то время, когда мы зашли в сборочный ангар, был как раз обеденный перерыв. Сначала немного расстроились, поскольку хотелось бы увидеть и работающих людей (это одна из тех трёх вещей, на которые можно смотреть бесконечно:). Но вскоре рабочие вернулись и стали пилить, стучать, сверлить... Эти звуки эхом разносились по ангару, и если бы мы попали сюда в рабочее время, то кое-что из рассказа экскурсовода, наверное, не услышали бы. Так что, нам повезло, что основная часть экскурсии по ангару прошла во время обеденного перерыва:).



Из всего написанного на табличках (фото ниже) для меня понятны только лишь "Полтава 1712" и "Не брать!", а остальное - как китайские иероглифы:).









Написано это "для своих", чтобы кто-то случайно не стащил деревяшку, которая не просто валяется, а приготовлена и отложена в сторонку для чего-то очень важного:). Мне такая деревянная штуковина и не нужна, а вот опилок с будущего корабля я насобирала, в качестве сувенира (поставлю рядом с мелом из Дивногорья, ковылём с Куликова поля и камнями с Изборской крепости:).



Продолжаем наше знакомство с верфью:



Вот еще одна конструкция, подобная той, которую мы видели в ангаре - она предназначена для изгиба и склеивания досок:



Так она выглядит со стороны:



Далее мы прошли мимо павильона, где работают плотники и резчики (но сюда мы почему-то не зашли):




Как уже писала, исторических документов, в которых запечатлена или описана конструкция корабля "Полтава", практически нет. И, наверное, единственным рисунком, на котором изображен корабль "Полтава", является гравюра Питера Пикарта, которую использовали при проектировании декора копии корабля:


Одним из немногих сохранившихся элементов деталей корабля "Полтава" является элемент его декора - две зеркально-симметричные фигуры Георгия Победоносца, которые хранятся в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге:


Фигуры Георгия Победоносца уже изготовлены - их можно увидеть на верфи через окно павильона, в котором работают резчики (правда, эта копия очень далека от оригинала, у коней почему-то выросли крылья и Георгий Победоносец убивает вовсе не змея, а льва):



Далее мы зашли в ещё один павильон, где также изготавливают различные детали корабля:





На двух следующих фото можно видеть, что некоторые детали корабля изготовлены не из цельного бревна, а склеены из нескольких частей - для большей прочности:





Шлюпка:



Канаты для будущего корабля:



И паруса:



И последний пункт нашего путешествия по верфи - берег Финского залива, где установлены изготовленные для "Полтавы" пушки:



Кстати, пушки действующие - это видно по следам пороха на чехлах. Помимо экскурсии по верфи, здесь проходят различные интерактивные и игровые программы, во время которых можно не только обучиться корабельному мастерству, но даже пострелять из пушки.



54-пушечный корабль "Полтава" имел на вооружении 22 18-фунтовые пушки, 20 12-фунтовых и 12 6-фунтовых. В отличие от любимого детища Петра I "Гото Предестинации", который был, скорее, парадным кораблём, богато украшенный декором и не принимавший участия в военных кампаниях, корабль "Полтава" участвовал в боевых действиях с 1713 по 1723 год.



По завершении строительства реконструкции корабля "Полтава" (которое, как планируют создатели, состоится через 15 месяцев), судно будет переведено к пристани парка 300-летия Санкт-Петербурга, где будет создан целый исторический комплекс, центром которого станет "Полтава" с музейной экспозицией на борту. Кстати, верфь исторического судостроения "Полтава" еще будучи верфью уже получила в феврале 2016 года статус музея. А еще сотрудники верфи принимают активное участие в различных городских праздниках и мероприятиях.



Так что, у нас появился повод приехать в Санкт-Петербург еще раз. Но, думаю, сделаем это значительно раньше, чем через 15 месяцев, поскольку впервые посетив этот город сначала в феврале, а потом и в мае, он стал для нас любимым, из которого не хочется уезжать и в который хочется возвращаться снова и снова...



Фоторепортаж о воронежском корабле-музее "Гото Предестинация":





Спасибо, замечательно рассказали! Хочу только внести небольшую поправку - это шлюпки не "Полтавы", но тоже с именем))) Вы увидели шлюпки "Авроры", которые реставрировали работники верфи как раз в этот период
Спасибо за спасибо и замечание. Не обратила внимание, что та шлюпка на верфи и цветом, и обшивкой - из другого века. Не признала её и когда были в октябре на Авроре, теперь на фото её нашла:)




Edited at 2016-10-29 06:26 am (UTC)