Беларусь: от Полоцка до Бреста • 05-09 мая 2017

Зноў сардэчна запрашаем у Беларусь - каб адпачыць, убачыць новыя гарады і славутасці, пакаштаваць стравы з бульбы і прывезці дадому ў Маскву добры настрой, уражанні, сувеніры, сала, каўбасу і лішнія кілаграмы :))

В Беларусь мы ездили ровно год назад, так же на вторые майские праздники. Описание поездки здесь, а ниже расскажу о ней совсем коротенько (буквально несколько слов в пяти абзацах, и лишь по одной фотографии по каждому пункту поездки). В прошлом году поездка была запланирована на 7-9 мая, и с учетом того, что выезжать будем ранним утром 7-го. Но только один экипаж выехал ночью, а остальные поехали накануне, в пятницу 6-го - одна семья после окончания рабочего дня, а другие три решили школу/работу прогулять:).

1) Мы с сыном и нашими знакомыми стартовали от Москвы в 7 утра. По пути решили заглянуть в Смоленск, чтобы увидеть город, кремлёвские стены, позавтракать и немного погулять. Затем продолжили наш путь и поехали в белорусский город Орша (до него от Москвы ровно 500 км) - тут, первым делом, направились в банк, чтобы поменять рубли на "белочек", потом заглянули в магазин с белорусской косметикой:), затем заселились в забронированные заранее номера в туристическом комплексе, там же поужинали, прогулялись к реке и прошли по маршруту верёвочного парка (и взрослые тоже:), а поздно вечером в туркомплекс приехала и ещё одна семья. Утром следующего дня направились в сторону Минска, а вернее в Озерцо - на не включённую в основную программу (а заказанную специально для "прогульщиков":) экскурсию в Музее народной архитектуры и быта (его посещение включено и в программу новой поездки). По окончании экскурсии отобедали в ресторане "Беларуская карчма" (и сюда мы заглянем во время новой поездки, потому что ну ооочень вкусно, настоящая белорусская кухня; правда, порции огромные, некоторые блюда пришлось делить на четверых:) -

2) Затем направились в Дудутки - музейный комплекс старинных ремёсел и технологий, где встретились с остальными участниками поездки, все вместе прошли по комплексу с экскурсией, в завершении которой прокатились на конной повозке. Далее переезд в Центр экологического туризма "Станьково", где заселились в гостиничные номера, расположенные в большом деревянном доме, который был полностью в нашем распоряжении на следующие два дня и две ночи. Потом немного отдохнули, погуляли по живописной территории, перед ужином собрались на верхней террасе дома, чтобы отметить прибытие (к том времени мы были уже не за рулём, поэтому могли себе позволить себе напиток чуть крепче чая:). Вечером - ужин в расположенном на территории комплекса ресторан "Графскиi маентак" (думали, что после "Беларуской карчмы" в нас уже больше ничего не войдёт, но оказалось, что место осталось и на плотный ужин из национальных блюд, и даже на десерт:). За ночь всё накануне съеденное улеглось, освободив место для плотного завтрака:) -

3) Утром второго дня направились в Минск. Приехали сюда даже чуть раньше запланированного времени - потому что, планируя поездку, не знала, что у них разрешённая скорость 100-120 км/ч даже на подъезде к МКАД (ага, называется так же, только у них "минская"). В это свободное время решили спуститься под землю - чтобы увидеть минское метро (один из обязательных пунктов при посещении городов:), и взять парочку жетонов в качестве сувенира. Первым пунктом программы второго дня был Музей истории Великой Отечественной войны - красивое, величественное, современное здание (сфотографировать которое моими "не шириками" возможно только если отбежать от него метров на триста:), интересно оформленная экспозиция и замечательный рассказ экскурсовода. Второй и третий пункт программы в Минске - посещение Национальной библиотеки, которая расположена в красивом здании необычной формы в виде алмаза - здесь у нас состоялась экскурсия по библиотеке и музею книги, а также посетили смотровую площадку, расположенную на "забыла-каком":) этаже -

4) После посещения Библиотеки по пути в Станьково заезжем в ещё один ресторан национальной кухни - в "Раздолле", где на заранее заказанный комплексный обед нам подали самые настоящие ресторанные блюда, красиво оформленные, вкусные и сытные настолько, что уже после двух первых блюд стало понятно, что на десерт места уже не осталось (пирожные нам упаковали, а вечером мы их дружно съели, запивая чаем и шампанским:). В Центре экологического туризма "Станьково" посетили с экскурсией Партизанскую деревню (планируем туда заглянуть и на этот раз) и загадали желание под многовековым дубом. По окончании экскурсии - свободное время, которое некоторые участники использовали для посещения входящего в состав ЦЭТ "Станьково" парка аттракционов и зоопарка, а остальные отправились на площадку военной техники, где так же можно увидеть два стоящих в поле огромных старинных паровоза. Вечером - снова за удачное продолжение нашего мероприятия:) -

5) В последний день поездки, 9 мая, когда большая часть жителей и гостей Беларуси отправилась на парад в Минск (кстати, тоже очень бы хотелось увидеть; у них на парад доступ для всех, а не для избранных) или на места, связанные с Великой Отечественной войной, мы оказались в числе "самых умных":) и поехали в другую сторону - в Мирский замок и замок Несвиж (и тем самым избежали и толпы, и перекрытия дорог в Минске; и как нам позже сказали в Несвиже, накануне у них было просто огромное количество посетителей, а 9-го их было значительно меньше, и даже была возможность сфотографировать внутренний двор замка без попадающих в кадр людей:). На территории Беларуси есть и другие замки - одни в разрушенном состоянии, другие в процессе восстановления - а Мир и Несвиж прекрасно отреставрированы, внутри размещены интересные экспозиции, окружают их живописные окрестности и пруды - в общем приятное место для посещения и прогулок. В завершении экскурсионной программы этого дня и поездки - обед в кафе "Скарбница"; нам повезло, что в это же самое время в кафе находилась большая тур.группа, и потому заказанный заранее комплексный обед у нас был на свежем воздухе, с видом на Ратушу. Кстати, рядом с кафе находится пункт обмена валюты - так что, оставшихся "белочек" можно сдать тут, но мы оставили себе немного белорусских рублей в качестве сувенира (к тому же таких купюр уже не будет, т.к. через пару месяцев предстояла деноминация; и теперь у них не тысячи-миллионы, а "три рубля":), а оставшиеся деньги выгребли из карманов "всё до копейки" и залили в бак белорусского (как оказалось, качественного) бензина -

..не могу не спеть оду белорусскому бензину:). После заправки белорусским бензином на моём авто показания расхода топлива стали стремительно падать и к Москве подъехала с расходом в 6.2 л на сотню, а на московском бензине у меня обычно 7.5-7.8. Потом ездила на этом бензине в городском цикле - выше 6.7 не поднялось, а на московском бензине по городу расход 8.3-8.5. Разница существенная - 1.5-1.8 литров на сотню, т.е. "не белорусский" бензин обходится как минимум на 20% дороже. Может, конечно, не на всех белорусских заправках качество такое хорошее; вот поедем в следующий раз, тогда и проверим:). upd 11.05.2017: на этот раз напрасно ждала падения показаний расхода бензина - заправлялась на нескольких белорусских заправках, но расход был в среднем 7.1-7.5 (чуть меньше московского, но хотелось 6.2:).

..ну, и раз уж затронула автомобильную тему, то добавлю ещё, что дорога на Беларусь отличная - радует и количество полос, и дорожное покрытие, и разрешённая скорость до 120 км/ч (+20). Плохо одно - в Беларуси дорожные видеокамеры "стреляют в зад" (пардон:); но хорошо, что эти ящики довольно большие и заметны издалека. Радует и культура водителей (уступают, пропускают и никто не сигналит, если начинаешь "тормозить" на незнакомой местности). И еще понравились светофоры в Минске, которые поднимают настроение и вызывают улыбку - на некоторых из них желтый сигнал в виде смайлика ☺

При подготовке к поездке одним из наиглавнейших у меня был вопрос - как три дня прожить без интернета?:). Вернее, как перемещаться по незнакомой территории, если после пересечения границы доступ в интернет исчезает (роуминг на три дня как-то дорого, независимый от интернета навигатор есть не у всех, а до места покупки местной симки нужно ещё добраться; если не заблудимся раньше:). Вроде, есть какие-то варианты недорогой/бесплатной связи, но я о них не знаю пока:). Обычно к поездкам (в т.ч. на поезде или автобусе) для себя и участников делаю карту с обозначенными на ней объектами и расписанием, но на этот раз её пришлось делать особенно подробной - с отметкой развилок и расстоянием между объектами (эта карта ниже; чтобы открыть расписание, нужно кликнуть на "дверцу" в левом верхнем углу). Но если нет интернета, то от такой карты пользы не много, и распечатать её целиком не получится, поскольку из-за обилия значков она нечитабельна - поэтому на каждый переезд от одного объекта к другому были подготовлены вот такие схемы. upd 11.05.2017: примерно такие же схемы нарисовала и для новой поездки, но ими почти не пользовались, т.к. нас отлично водил по Беларуси (хотя и подвисал иногда) не требующий интернета навигатор maps.me.

В прошлую поездку экскурсионные объекты находились в радиусе до 100 км от Минска, общий пробег от Москвы туда-обратно составил около 1900 км. В этом году общий пробег составит около 2500 км. От Москвы до Минска 690 км, до Бреста ещё 350 км, но проедем мы его не за один день. В Брест будем выезжать утром из Станьково (330 км), и сюда же возвращаемся вечером. Но посещение Бреста и Беловежской пущи это не обязательная часть программы (на этот день для тех, кто не едет, можно заказать другие экскурсии или самостоятельно посетить интересующие объекты).

Первый пункт программы - Полоцк в 6 мая 12:00 (до него от Москвы 600 км). При желании можно выехать накануне, в пятницу 5 мая, и заселиться в туристический комплекс в Орше (до неё от Москвы 500 км), а на следующий день выехать в Полоцк (до него от Орши 190 км). По пути в Полоцк можно заехать в Витебск, чтобы увидеть город (либо объехать его по окружной дороге). Мы поедем 5 мая (утром или вечером), и остановимся в туристическом комплексе "Орша" (где мы и ещё две семьи останавливались в прошлом году):

Этот комплекс расположен на окраине города, в лесной зоне, на берегу реки. Номера в гостинице отремонтированы, новая мебель, чисто, приветливый персонал. На территории есть кафе, где можно совсем недорого покушать (что-то около 200 руб; но завтрак, обед или ужин нужно заказать заранее; хотя, нас накормили и без предварительного заказа). Также здесь есть верёвочный городок, баня, бильярд, теннис, косметический кабинет, спа-салон и другие оздоровительные процедуры - так что, в свободное время есть чем заняться, а, кроме этого, просто приятно погулять по территории и берегу реки. Стоимость проживания в 2-х-местном номере (блок из двух комнат, с санузлом, просторной прихожей и большим балконом) всего около 800 руб. Так что, это хороший вариант не только для "транзитной" остановки, но и, например, для продолжительного летнего отдыха. К тому же, отсюда удобно посещать другие города - до Витебска 75 км, до Могилёва 70, до Смоленска 140, до Минска 220. Мы были тут в начале мая, и город, частные дома которого щедро окружены сиренью и плодовыми деревьями, буквально благоухал - поэтому мы с удовольствием заехали сюда на обратном пути (чтобы вернуть ключи от номера, которые забыли сдать и три дня возили по Беларуси:). И с удовольствием остановились бы ещё хотя бы на одну ночь - чтобы поутру услышать пение птиц (хотя мы много живём в различных природных уголках, но такого хорового пения я не слышала ещё ни разу). Но если даже не планируете тут останавливаться, всё равно советую заехать в этот городок - хотя бы потому, что один из первых населённых пунктов Беларуси, где можно поменять валюту.

И сразу расскажу о двух других местах нашего проживания. Первую ночь мы проведём в загородном отеле DuckLake, который расположен в тихом месте, вдали от городов и населённых пунктов, на берегу лесного озера:

На территории шале-отеля всего несколько домиков, расположенных меж деревьями, с видом на озеро:

В каждом домике по два номера с отдельным входом и собственной террасой. В номере две комнаты, гостиная, кухня, санузел, новая красивая мебель:

Этот отель открылся недавно (если не ошибаюсь, летом прошлого года) и, наверное, поэтому цены на проживание здесь пока не высокие (ок.4000 руб за 4-х-местный двухкомнатный номер с кухней, гостиной, санузлом, террасой). Напрокат можно взять лодку или велосипеды, и, при желании, попариться в расположенной на берегу бане. Ну, а мы сюда едем ещё и за тем, чтобы полюбоваться природой, погулять по лесу и берегу озера, послушать тишину и, быть может, увидеть пролетающих над озером уток и аистов...

..видео в начале этого поста не только о Беловежской пуще, но и других уголках первозданной природы, которыми богата Беларусь (а у нас в России их ещё больше:). Отель DuckLake расположен как-раз в одном из таких мест, в окружении лесов, вдали от населённых пунктов, на берегу озера (кстати, если посмотреть на карту, то можно видеть, что именно близ Полоцка озёр особенно много). Мы ещё не приехали в этот отель, но мне очень жаль, что тут мы будем всего одну ночь.

После поездки в Брест и Беловежскую пущу на ночлег мы остановимся в гостинице города Барановичи, откуда на утро следующего дня отправимся в расположенный недалеко Мирский замок:

И с удовольствием проведём вечер и встретим утро там, где на две ночи останавливались в прошлом году - в гостиничном комплексе Центра экологического туризма "Станьково", который расположен в 40 км от Минска, рядом с лесом, на берегу небольшого озера:

Гостиничные номера расположены в отдельно стоящих деревянных домах, с гостиной и кухней - двухэтажные на 6 комнат или на 3 комнаты (есть ещё одноэтажные домики на 4 комнаты, но они без гостиной и кухни, и потому чуть дешевле). На фото ниже наш дом, где в прошлом году мы провели две ночи, позади дома ресторан "Графскиi маентак", где завтракали и ужинали. Также здесь можно арендовать беседки для отдыха, мангал или, например, рыболовное снаряжение.

Центр экологического туризма "Станьково", помимо гостиничного комплекса с домами для проживания и беседками для отдыха, включает в себя несколько объектов и природных достопримечательностей - например, на территории партизанского лагеря растёт дуб, которому около 500 лет (около него можно загадать желание, которое обязательно сбудется:), а также есть зона аттракционов, зоопарк, резиденция Деда Мороза (своих фото приложить не могу, т.к. свободного времени было не много, и мы успели посетить только партизанский лагерь и площадку военной техники). Посещение парка аттракционов не включено в программу и в стоимость поездки (при желании, его можно посетить самостоятельно).

Один из интересных объектов ЦЭТ "Станьково" находится в лесу - партизанский лагерь, где можно увидеть различные землянки (солдатскую, штабную, медицинскую, типографию), внутри которых размещены экспозиции:

Рядом с гостиничным комплексом (на фото ниже он виднеется за деревьями; но прямого прохода тут нет) расположен филиал Музея истории Великой Отечественной войны, где на открытой площадке представлена военная техника, а также окопы, землянки, ДОТ. А еще тут работает площадка, на которой можно сфотографироваться в военной форме с оружием в руках или (за доп.плату) пострелять по мишени:

А ещё на этой площадке, возле леса, стоят два старинных паровоза:

Посещение партизанского лагеря и площадки с военной техникой не включено в программу и стоимость этой поездки (потому что не всем (например, девочкам) это интересно, а, кроме этого, можем не успеть вернуться из того объекта, который посещаем утром). Но посетить эти площадки планируем; к тому же, 9 мая тут состоятся праздничные мероприятия, в числе которых бесплатные экскурсии в партизанском лагере и праздничный концерт.

Программа поездки:

Изначально планировалось, что программа поездки начнётся 6 мая в Полоцке, но поскольку помимо нас в группе появились и другие "прогульщики", не идущие в школу и на работу в пятницу 5 мая, то на этот день запланирована экскурсия в расположенную недалеко от Витебска усадьбу Ильи Репина "Здравнёво":

источник фото 1 и 2-5

Полоцк. Музей-библиотека Симеона Полоцкого, экскурсия.

источник фото 2 и 3

Полоцк. Музей книгопечатания, экскурсия.

Полоцк. Музей одной улицы, экскурсия.

источник фото 1 и 2,3

Полоцк. Музей ручного ткачества, экскурсия.

Полоцк. Музей средневекового рыцарства, экскурсия.

Полоцк. Концерт органной музыки в Софийском соборе, посещение.

Полоцк. Музей истории архитектуры Софийского собора, экскурсия.

источник фото 1,2 и 3

Витебская область. Березинский биосферный заповедник. Музей природы, экскурсия.

Витебская область. Березинский биосферный заповедник. Лесной зоопарк, посещение.

Минск. Национальная библиотека Беларуси, Смотровая площадка, посещение.

Минск. Музей минской конки, экскурсия.

Минск. Музей истории города Минск, Каретная, экскурсия.

Минская область. Музей народной архитектуры и быта, экскурсия.

Минская область. Музей народной архитектуры и быта, ресторан "Беларуская карчма", ужин.

Брестская область. Заповедник "Беловежская пуща", посещение Музея природы и вольеров.

Брест. Мемориальный комплекс "Брестская крепость", экскурсия.

источник фото 1и3-Сергей Ларенков, 2, 4и5
sergey_larenkov - о Минске, о Войне, о Мире:

Гродненская область. Замковый комплекс "Мир", экскурсия.

Стоимость (на 12 чел): взрослые ок.2900, дети ок.2100, гостиницы (3 ночи) - ок.2700.
Если выезжаете 5 мая, то +гостиница в Орше 420, +экскурсия в усадьбе Ильи Репина.
По желанию: обед и завтрак в ТК "Орша" 230+165, обед в кафе "Раздолъ" в Полоцке 280.
+ зелёная карта 700, + бензин.

Классная поездка! Жаль, что в этом году у нас не получится
Света, и в прошлом году получилась классная, благодаря замечательной компании:).
Вашей всей семье ещё раз спасибо, буду надеяться на новые встречи с вами:)
(Anonymous)
Добрый день! А Хатынь не будете включать в эту поездку?
Добрый день. Хатынь будет по пути из Березинского заповедника в Минск. и небольшой запас времени есть - думаю, заедем.
Мы с вами. Как нам зарегестрироваться? Мы из Владимира. Семья из трех человек
Напишите мне, пожалуйста, по эл.почте elena_518@mail.ru, и сообщите свой номер телефона - напишу и перезвоню Вам.