Беларусь. Особенности национальной охоты




Прежде, чем написать, про "охоту" (на иностранных нарушителей белорусских ПДД), напишу коротко о том, зачем на 6 дней мы ездили в Беларусь.

Эту поездку я не планировала за несколько месяцев (как две предыдущие тур.поездки в мае 2016 и 2017), а собралась буквально за три дня. Поскольку поездка предполагалась не на один день, то взяла с собой сына; он не очень хотел пропускать школу, но ради дальней поездки, да ещё в полюбившуюся ему Беларусь, с радостью согласился составить мне компанию:).

На этот раз главной причиной было не знакомство с достопримечательностями, а необходимость срочного решения медицинских вопросов. Я начала решать этот вопрос дома, в Красногорске - прошла консультации в двух стоматологических клиниках, начала лечение в третьей, но после того, как в третьей недостаточно профессионально, на мой взгляд, провели лечение и сделали (за мои же деньги) то, что делать было не обязательно, а во второй после повторного обращения озвучили просто огромную сумму, то решила "поискать счастья" в Беларуси. Окончательные подсчёты и выводы делать пока рано, но могу назвать разницу в цене по некоторым позициям: 1) удаление "сложного" зуба у нас 5000-6000, в Беларуси его удалили за 1200; 2) стоимость первого этапа - у нас 24000, у них я сделал это за 7000 (upd 12.10.17: за два этапа отдала 30000, у нас это стоило бы не меньше 100000); 3) металлокерамическая коронка - у нас 8000, у них 3000; 4) имплант - у нас 35000, у них 12000. Даже если бы поехала туда только за первым пунктом, то 1200удаление+3000бензин+800гринкарта и ещё 1000 осталось бы. А когда объем работы большой, то выйдет дешевле на несколько десятков тысяч. Ну, и гарантия - у нас 1 год, там 2 (мелочь, а приятно:).

Попутно запланировала решение вопросов с ремонтом автомобиля. Ремонтировала в Орше (где останавливались на 4 ночи; 5-ую были в Витебске), в не самом дешёвом автоцентре, но всё равно вышло и дешевле, и быстрее. В Красногорске замена ремня ГРМ 7000-9000, там поменяли за 5500; замена гофры глушителя у нас 2000-2500, там 1500. У нас для замены гофры просили оставить машину на минимум пять часов (типа 3 часа глушитель должен остывать), там за 2ч 50 мин и 5200 руб (вместе с запчастями) мне поменяли и гофру, и масло, и сделали диагностику двигателя/ходовой. Приветливые администраторы и приёмщики, на ремонт взяли без записи и очередей. Этот автосервис (NRG) очень понравился (таких у нас в Красногорске точно нет; в Москве есть, но там и ценник другой) — большой, современный, мастера в униформе, везде чисто, много подъемников, свой автомагазин и склад (все мои запчасти, многие оригинальные, были в наличии), рядом кафе с мягкими диванчиками, вкусняшками и вайфаем (последнее, будучи за границей, в роуминге, особенно актуально:).

Поскольку решение первых двух вопросов занимало не весь день и несколько дней у нас были полностью свободными, то нашлось время и для выполнения культурной программы. В Орше посетили этнографический музей, расположенный в здании водяной мельницы (в каждую поездку мы на первую ночь останавливаемся в Орше, потом едем дальше, но оршанские музеи всё никак не вписываются в нашу программу; наконец-то посетили хотя бы один из них). В Витебске зашли в музей воинов-интернационалистов, посвящённый войне в Афганистане, и доехали до музея трамваев, но в выходной день он был закрыт, поэтому только осмотрели уличную экспозицию. В Могилёве посетили давно лежавший у меня "в закладках" этнографический комплекс в Буйничах. От Орши и до Витебска, и до Могилёва 75 км, но решили съездить подальше, за 250 км - в Гомель, где побывали на экскурсии во Дворце Румянцевых-Паскевичей и погуляли по прекрасному дворцовому парку. Понравился Витебск, ещё больше понравился Гомель, не произвёл впечатления Могилёв, прежде были и в Минске, и в Бресте, и в Полоцке, и в других населённых пунктах, но небольшой городок Орша по-прежнему остаётся нашим самым любимым городом Беларуси.

Четвёртый пункт поездки - шоппинг. Первым делом заглянули в магазин косметики. Большая часть моих "запасов" из другого сегмента, но иногда (в основном, будучи в Беларуси) покупаю что-нибудь из белорусской косметики - у них есть неплохие вещи; не знаю, насколько эффективные, но приятные. На этот раз среди прочего купила тушь - надо сказать, очень хорошая, и по некоторым свойствам нравится больше моих шанелей. В Орше заглянули в магазин льнокомбината - тут цены примерно такие же, как и у нас (например, в магазине льнокомбината в Костроме), но ассортимент шире, много красивых и нужных вещей (купили постельное бельё, полотенца банные и кухонные, и др). Продовольственная продукция (в частности, молочная) в 1.5-2 раза дешевле, чем у нас; брали кое-что на завтрак, но домой ничего не покупали. В гомельской деревне купили яблоки 150 руб за ведро и белые грибы (причём маленькие, а не те "лопухи", которые продают на М1) всего-то за 450 руб/ведро, а чтобы их сохранить, купила электрическую сушилку и до отъезда из Беларуси успела все грибы посушить (в ней, кстати, можно сушить не только овощи, фрукты, травы, но делать йогурт или вяленые рыбу/мясо; у моей мамы есть подобная и большую часть урожая мы перерабатываем именно сушкой, вяленая рыба тоже вкусная получается). upd 12.10.17: во время следующей поездки купила сыну зимние ботинки белорусского производителя Marko всего за 4700 (натуральные кожа и мех), выглядят качественно и современно; большой выбор женской обуви, самые дорогие из них (нат.кожа и мех, высокие) всего 6500.

В общем, всё успели сделать, всё прошло по плану. Единственное, что не входило в наши планы - это остановка нашей машины сотрудником дорожной милиции буквально за пол-километра до российской границы. Результатом этой остановки стала вот такая кучка штрафов:



Когда меня остановили, думала, что для проверки документов, но документы сразу отнесли на пост. Спросила: "Какое нарушение?", мне ответили: "Много". Думала, что и за прежние поездки, но оказалось, что столько я "накосила" за три дня этой поездки в Гомель, Могилёв, Витебск. И, честно говоря, сначала удивилась, потому что в отличие от прошлых поездок (с насыщенной и расписанной по времени программой, и мы наверняка ездили быстрее дозволенного), на этот раз мы никуда не торопились и ездили, в общем-то, спокойно. От общей суммы штрафов челюсть у меня не отвисла лишь потому, что ещё не прошла сделанная полтора часа назад в стоматологическом кабинете анестезия:).

Ну, а теперь - "разбор полётов" по белорусским дорогам...

1. Начну с хорошего. И себе, и сотруднику милиции я задавала вопрос - интересно, а почему у меня нет штрафов за предыдущие поездки? неужели ни разу не нарушила? Оказывается, в Беларуси такое правило - если за зафиксированное видеокамерой нарушение вас не остановили или иным способом не потребовали оплаты в течение 2-х месяцев, то штраф аннулируется (в России этот срок 3 года; но где-то читала, что 2). Так что, может и были у меня старые нарушения, но уже "сгорели".

2. Своим гражданам за эти два месяца они наверняка успевают выслать "письма счастья", а вот что делать с иностранными нарушителями? Для этого (взыскания штрафов с иностранцев) в 2014 году на белорусских дорогах стали устанавливать Пункты контроля и оплаты (ПКО), которые работают так: за несколько километров до пункта стоит видеокамера, которая фиксирует номера проезжающих машин, данные передаются на пункт, автоматизированная система проверяет их на наличие нарушений, диспетчер по рации тут же сообщает стоящему на дороге сотруднику милиции о том, что в направлении ПКО едет нарушитель.

Надо сказать, работа диспетчера пункта как на конвейере, нарушители выстраиваются в очередь - передо мной были русский, украинец, за мной подъехали поляк, немец. А следом выстраивается очередь к терминалу оплаты. Причем, без оплаты уехать не получится; если международных договорённостей о взыскании штрафов (например, через "письма счастья" или судебных приставов) у государств нет, то договорённости об изъятии водительских удостоверений - есть; поэтому если не оплачиваете на месте, то права изымают, а вместо них выдают временное разрешение (или не выдают, если совершили нарушение, за которое полагается изъятие удостоверения без права дальнейшего управления транспортным средством).

Позже в статьях, посвящённых белорусским правилам ПДД и особенностям движения по территории РБ, нашла информацию о том, что несколько таких ПКО расположены на трассе М1 - Федьковичи (недалеко от Бреста, перед границей с Польшей), Колосово (недалеко от Минска), Буда (после поворота на Оршу, перед границей с Россией). Во время предыдущих поездок по этим участкам проезжали не один раз, но ни разу нас не останавливали (может, потому, что поездки были на майские праздники и у многих сотрудников также был выходной, или потому, что трасса федеральная, машин много, всех переловить не успевают:).



Но на этот раз из Витебска мы поехали по другой дороге, и наткнулись на (видимо, новый) ПКО в Лиозно. По этой дороге машин не много, поэтому успевают остановить каждого (или почти) нарушителя. На этом пункте, как водится, два полицейских - один хороший, другой плохой. Хороший (кстати, он помог при оплате через терминал внести номера постановлений; за что ему сенкс) - может, и отпустил бы "с миром" и с обещаниями не нарушать и ни на какой ПКО не соваться (можно же объехать по другим дорогам; но, кстати, обещают и новые пункты, и передвижные ПКО). А плохой (он же главный) - с отрешенным лицом распечатывал постановления, и предлагать ему вариант иного исхода дела даже язык не повернулся (ещё не известно, что у них полагается за дачу взятки должностному лицу:).

..а ведь можно было бы поехать привычной дорогой - выехать на М1 недалеко от Орши. И была даже мысль из Витебска поехать на север, далее через Великие Луки и выехать на Волоколамское шоссе, которое прямиком ведёт в Красногорск. Но решила "срезать" угол и не наматывать лишние километры, а заодно посмотреть на новую дорогу (потому что в Витебск придётся ездить ещё не один раз). Посмотрела, и больше той дорогой не поеду:). Хотя, может, и на других участках понаставили этих ПКО, и на Буде могли бы поймать. Но теперь чего уж гадать да жалеть. Остаётся лишь сказать "Спасибо, Господи, что взял деньгами", изучать белорусские ПДД и учитывать особенности национальной охоты:).

3. Среди особенностей, например, то, что в Беларуси практически все видеокамеры "стреляют в зад" (такие камеры называют "попутными"). Обычно, их попутные камеры - это большие ящики, которые видны издалека, но, судя по всему, есть небольшие и хорошо замаскированные:), потому что бывает так, что идёт сигнал, но камер в округе совершенно точно не видно (иногда даже в чистом поле; может, камеры навешали на ветки деревьев?:). В России мой антирадар иногда видит стоящие впереди попутные камеры - как мне кажется (но не уверена, я не физик:), на него приходит сигнал, отраженный от впереди идущей машины. По загородным дорогам Беларуси машин не много и, бывает, что "отражаться" сигналу не от кого - тут мой антирадар бессилен; имея второй (заднего вида, бесполезный) датчик, он лишь "с извинением" просигналит разок, когда камеру видеофиксации я уже проехала.

Далее - про белорусские ПДД, штрафы и о некоторых их отличиях от российских
(эх, надо было знать/почитать обо всём этом заранее:).

4. В России штраф за превышение скорости можно получить, если превышение составит более 20 км/ч. В Беларуси эта "планка" ниже, всего 10 км/ч - этого-то я не знала, и потому несколько штрафов у меня за превышение скорости на 12-14 км/ч при движении по гомельским и могилёвским деревенькам, где на дороге никого, дома стоят далеко от дороги и, казалось бы, нет необходимости сбрасывать скорость до ровно 60 км/ч, и потому, по российской привычке:), ехала чуть быстрее. За каждое такое "чуть быстрее" заплатила по 11.50 бел.руб = 340 рос.руб (здесь и ниже пересчёт примерный, по курсу 1 бел.руб = 30 рос.руб).

5. В Беларуси начало населённых пунктов обозначено и белым знаком названием пункта, и белым знаком с силуэтами домов. У нас тоже есть этот знак "с силуэтами", но у нас встречаю их совсем редко, вот и забыла - мне казалось, что он лишь указывает на стоящий впереди населённый пункт, но не обозначает его начало (как оказалось, ошибалась:). Т.е., видя знак с силуэтом, скорость сбросить я успевала, и ждала знака с буковками, а его не было (населённый пункт ужа начался, и меня уже сфотали). В итоге несколько штрафов за превышение в населённом пункте на 23-28 км/ч. За нарушение скорости от 21 до 30 км/ч, зафиксированное автоматической камерой - 46 бел.руб = 1380 рос.руб; но если такое же нарушение будет зафиксировано сотрудником милиции, сумма штрафа составит 23-69 бел.руб = 690-2070 рос.руб.

6. Важно: если нарушение, описанное в п.5 (а также ряд других нарушений), будет совершено повторно в течение года, то штраф составит 115-345 бел.руб = 3450-10350 рос.руб или лишение водительских прав на срок до 1 года. Учитывая, что таких нарушений у меня было несколько, на меня могли наложить значительно больший штраф (но система посчитала по-другому) или даже лишить прав (три раза ттт:), то, можно сказать, отделалась я лёгким испугом:).

7. Вообще, как можно видеть выше, белорусские штрафы значительно больше (и, кстати, у них нет, как у нас, возможности 50%-ой оплаты до определённого срока). Для сравнения: превышение на более 20 км/ч - 500 рос.руб в России (с возможностью оплатить 50%) и 690-2070 рос.руб в Беларуси. При превышении в Беларуси на 31 и более км/ч - 2070-6900 рос.руб; в России на 21-40 км/ч - те же 500 руб, на 41-60 км/ч - 1000-1500 руб, на 61-80 км/ч - 2000-2500 руб (у них такую сумму можно получить уже за превышение более, чем на 30 км/ч), свыше 80 км/ч - 5000 руб (у них около 6900 руб). Так что, наши законодатели почти ангелы, да ещё и подарили возможность 50%-ой оплаты.

8. В российских и белорусских ПДД много общего, но есть и отличия. Например, в России запрещена остановка ближе, чем за 5 м от пешеходного перехода, а в Беларуси - ближе, чем 15 м до и после перехода. В России перестроение в другой ряд на перекрёстке возможно (если разметка не говорит об ином), в Беларуси перестроение на перекрёстках запрещено (за исключением перекрёстка с круговым движением).

9. А есть в правилах ПДД Беларуси то, чего в российских нет. Например, запрещена остановка на дороге, если расстояние от сплошной разделительной полосы до автомобиля составляет менее 3 метров. Также, на дороге с одной полосой в каждую сторону напротив остановившейся на противоположной стороне машины остановка запрещена (т.е. можно остановиться ближе или дальше, но не напротив).

10. И есть в белорусских ПДД то, что надо бы ввести и в российские. Например, запрещено перестроение в соседний ряд "без особой нужды" (т.е. игра "в шашки"), а можно перестраиваться только в случае необходимости (для поворота налево/направо и т.п.). И вот ещё - если на дороге, имеющей несколько полос в одном направлении образовался затор (из-за ремонта дороги, аварийной ситуации и др), то каждый из водителей соседнего ряда обязан дать возможность перестроиться машинам, с полосы, на которой образовался затор - несоблюдение этого правила является нарушением (а у нас как - хочу пропущу, а если нет настроения или сам тороплюсь, то пускать не буду, пусть следующий пропустит).

11. Кстати, слышала по местному радио объявление, в котором призывали водителей присылать фото-видео данные о нарушениях ПДД. Так что, зафиксировать нарушение могут не только видеокамеры и сотрудники милиции. Не знаю много ли таких фактов "сдачи с поличным", но такая вероятность имеет место быть.

12. Вообще, беларусы ездят аккуратно и не быстро (ещё бы - размер штрафов такой, что после пары нарушений ездить быстро не захочется:). Это на наших дорогах некоторые из них "летают" (наверное, потому, что нет у нас таких же ПКО), а у себя закон чтут; на протяжении 250 км до Гомеля меня не обогнал ни один "местный", хотя ехала я не быстро, 90-110 км/ч (ну, может, иногда чуть больше:); среди обогнавших меня были лишь машины с номерами московского и питерского региона (не зря беларусы сетуют, что иностранцы лихачат). Ещё можно отметить вежливость водителей (не всегда, но очень часто). И ещё обратила внимание, что при виде приближающейся сзади машины, и при наличии широкой дороги или асфальтированной обочины, водители съезжают на обочину, уступая дорогу (это я регулярно наблюдала, в основном, в восточной части Беларуси, но не видела такого в её центральной и западной части).

..пошла я читать белорусские ПДД, ну и впредь буду аккуратнее и внимательнее, а то ездить в Витебск мне придётся еще несколько раз - не хотелось бы из каждой поездки привозить "сувениры" с постов ПКО:).

Tags:
Очень подробно и исчерпывающе. Спасибо. Сам рядом с границей живу и ездить приходится часто.
После той поездки в Беларусь съездила еще раз пять (сувениры с ПКО, к счастью, больше не привозила:). Теперь через Лиозно еду только "туда" - въезжающих в страну не останавливают, пункт на противоположной стороне, и там регулярно стоят милиционеры и остановленные машины. А "обратно" еду по М1 - в Буде (вернее, чуть ближе к границе) пост ПКО есть, но милицию там ни разу не видела. Вам желаю удачи на дорогах:)