Гото Предестинация



Летом 2014 в Воронеже, на родине военно-морского флота России, состоялось открытие корабля-музея
"Гото Предестинация" - действующей копии первого российского линейного корабля петровских времён.


Город Воронеж - по праву называют родиной российского военно-морского флота. Правда, на этот титул претендует еще один, как минимум, город - это Переславль-Залесский, где Петром I была создана потешная военная флотилия, а построенные здесь корабли (пусть и меньших размеров, но действующие и имеющие на борту вооружение) принимали участие в потешных баталиях на Плещеевом озере (об этом факте истории рассказывают экспозиции Переславского музея-заповедника - в Ботном доме хранится единственный уцелевший после пожара бот "Фортуна", а в Белом Дворце размещена обновлённая экспозиция "В начале славных дел"; подробнее об этих экспозициях я писала здесь).

Но с тем же правом родиной российского флота можно было бы назвать и Москву, где в одном из сараев царского дворца на Измайловском острове 16-летний Петр обнаружил подаренный его деду английский бот "Святой Николай" (сейчас он хранится в военно-морском музее в Санкт-Петербурге), на котором он обучался управлению судном на реке Яузе (а вскоре стал осваивать воды Плещеева озера в Переславле). Ну, а кто-то (далёкий от знания этих страниц истории:) может сказать, что родиной флота является Петербург (вспомнив о том, что там находится прекрасный военно-морской музей, или даже о том, что в 1703 году был основан Балтийский флот, или хотя бы про крейсер "Аврора":).

Оба эти факта - бот "Святой Николай", который называют "дедушкой российского флота", и создание потешной флотилии в Переславле - безусловно, повлияли на развитие военного судостроения (хотя, конечно, корабли в России были и в допетровский период; но это еще не было регулярным флотом). Но ускорило строительство военных кораблей другое историческое событие: первый поход Петра I на турецкую крепость Азов летом 1695, который закончился неудачей - потому как овладеть крепостью, практически со всех сторон окруженной водной преградой, не имея военных кораблей, оказалось невозможным.

Но России, имеющей на те времена выход лишь к северным морям, необходим был выход в Черное море, путь к которому преграждало море Азовское. По возвращении из первого неудачного похода Пётр I начал масштабные работы по сооружению военных кораблей, и местом для их строительства был выбран Воронеж - поскольку здесь имелись большие лесные массивы, где росли пригодные для строительстве кораблей деревья (в частности, дуб), а также отсюда по реке Дон (в которую впадает река Воронеж) лежал прямой путь к берегам Азовского моря.

Постройка кораблей велась грандиозными темпами - всего за одну зиму 1696 года на верфях в Воронеже и неподалёку (а также в Преображенском, где строились суда, а затем в разобранном виде перевозились в Воронеж и собирали заново) было построено 4 линейных корабля, 4 бандеры, 23 галеры, 1300 стругов. Пётр I прибыл в Воронеж в феврале 1696 года - он лично руководил работами и принимал непосредственное участие в постройке судов.

Адмиралом флота был назначен Франц Лефорт, командующим стал Алексей Семёнович Шеин (кстати, именно Шеин стал первым генералиссимусом России; его памятник установлен недалеко от здания Азовского музея-заповедника; музей, кстати, замечательный, имеет множество уникальнейших экспонатов, о музее я немного писала здесь).

В мае 1696 года 27 судов направились вниз по течению Дона во второй Азовский поход, а 19 июля Азов был взят (правда, спустя несколько лет, после неудачного Прутского похода, по условиям мирного договора Азов вновь перешел во владение Османской империи; но позже Азов, который за свою историю многократно переходил "из рук в руки", вновь стала наш; ну, как Крым, с ним похожая история:).

Осенью 1696 года Петр I созвал в Преображенском Боярскую Думу, на рассмотрение которой был вынесен указ о том, что с целью удержания завоёванных позиций на Азовском море необходимо начать строительство "..каравана морского али флота". На очередном заседании Боярская Дума утверждает царский указ и повелевает: "Морским судам быть!" - это произошло 30 сентября (по новому стилю) 1696 года, и именно эта дата считается датой основания Военно-морского флота России.

На Воронежской верфи в период с 1696 по 1711 построено 122 судна. Кроме этого, строительство кораблей и судов велось на верфях, расположенных близ Воронежа, на берегах рек Воронеж и Дон - Рамонская (1697-1699, 5 кораблей и 1 судно), Хоперская (1697-1702, 6 судов), Чижовская (1698-1702, 6 судов), Пашинская (1697-1699, 4 корабля), Тавровская (1707-1725, 101 судно) и другие. Всего на верфях Воронежского адмиралтейства было построено почти 250 кораблей и судов для первого регулярного военно-морского флота России.


ГОТО ПРЕДЕСТИНАЦИЯ - первый линейный корабль военно-морского флота России.

19 (29) ноября 1698 года лично Петром I был заложен корабль, получивший название "Гото Предестинация" (Божье Предвидение; от немецкого gott "бог" и латинского praedestinatio "предвидение, предопределение"). В марте 1700 года царь Петр I писал: "Корабль, чаю при помощи Божией отделать и хочется спустить (если не помешает что) для того, что первый...". 27 апреля (8 мая) 1700 года корабль был спущен на воду.

Руководили постройкой корабельные мастера Федосей Скляев и Лукьян Верещагин, а на некоторых этапах царь Пётр I принимал личное участие. При строительстве этого судна Пётр I отказался от участия иностранных мастеров - таким образом, Гото Предестенация стал первым российским линейным кораблём, построенным только русскими мастерами.

Спроектирован корабль лично Петром I. Судя по всему, за основу были взят макет английского судна, но также прослеживаются элементы и конструктивные особенности французского и голландского судостроения. Таким образом, был использован накопленный мировой опыт, но также были привнесены некоторые изменения - так, например, с учётом того, что судну предстояло ходить по мелководью, была уменьшена осадка.

Кроме этого, в конструкцию Гото Предестенации внесены новшества: киль состоял из двух скреплённых между собой брусьев, в случае удара о грунт повреждался лишь нижний, а верхний оставался целым - это позволяло не допустить течи в корпусе судна. Такая конструкция была применена впервые не только в России, но и в мире, а в судостроении в других странах появилась лишь спустя 140 лет.

Размеры Гото Предестинации: длина 36 метров, ширина 9,5 метров, высота корпуса более 7 метров, высота грот-мачты 30 метров. Трёхмачтовый двухпалубный корабль бы оснащенные 58-ю пушками, отлитыми на Демидовских заводах: 26 10-ти-фунтовых, 34 6-ти-фунтовых и 8 3-х-фунтовых (по британской классификации этот корабль соответствовал IV рангу).

Корпус Гото Предестинации был выполнен из дуба, кают-компания отделана ореховым деревом и щедрым убранством, а внешняя часть корабля украшена барельефами в стиле барокко и великолепными резными фигурами с позолотой.

О своём детище Пётр I написал так: "..весьма красивый, зело изряден пропорцией, изрядного художества и зело размером добрым состроенный". Изображения Гото Предестинации запечатлены в 1700-1701 году в рисунках и гравюрах голландцев Адриана Шхонебека и Питера Бергмана:


Гравюра Адриана Шхонебека, 1701.


Рисунки Питера Бергмана, 1700-1701 (оригиналы хранятся в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге).

Вот такая славная история у города Воронежа. И если б не царь Пётр I, не его пытливый ум, не его невиданная работоспособность, не его талант руководителя, да не постройка военного флота в Воронеже для второго похода на Азов - наверное, не плескались бы мы сейчас в волнах Азовского и Черного морей (а ездили бы к морю Белому, иль на моря иноземные:).

Но негоже городу, носящему титул родины военно-морского флота России, не иметь у себя доказательств пальмы первенства:). И посему в 2009 году повелел царь губернатор Воронежской области Алексей Гордеев выстроить у своего крыльца на берегах Воронежского водохранилища копию корабля, яки у царя Петра I был. И чтоб бороздило сие судно воды морские Воронежского водохранилища да людей возило от одного берегу до другога. И музей повелел на корабле соорудить - чтоб дивились люди да знакомились с добрыми делами царскими и славой российскою.



Долго ли, коротко ли:), а в 2010 году был объявлен тендер на строительство действующей копии Гото Предестенации, в котором приняли участие и иностранные компании. Но право на строительство получила российская компания - Павловский судостроительный-судоремонтный завод. Это и правильно, и символично. Поскольку Павловск Воронежской области - это город, который бы основан в 1711 году Петром I как город-верфь. Кроме этого, начало строительства корабля летом 2011 года совпало с 300-летним юбилеем города. И самое главное, копию Гото Предестинации строили, как и в петровские времена, российские мастера.

На Павловском судостроительном-судоремонтном заводе велась постройка металлической части корпуса корабля и машинного отделения. А деревянные части, декоративные элементы корпуса, мачты, паруса, такелаж, вооружение, внутреннее убранство кают - всё это изготовлено карельскими мастерами и петрозаводской судостроительной компанией "Варяг":


Источник фото1, фото2.

В августе того же года, когда было начато строительство Гото Предестинации, мы приезжали в Павловск, чтобы увидеть город, в котором сохранилась старинная купечеческая застройка и который называют "маленьким Петербургом" и чтобы доехать на теплоходе до Белогорья (где расположен монастырь, ходы которого, прорубленные в меловой скале, расположены на нескольких уровнях, а их протяженность 2,5 км! (что многократно превышает размеры подобных меловых храмовых комплексов Воронежской области; наиболее известные из них - в Дивногорье и в Костомарово). Тогда-то я и узнала от экскурсовода о начале строительства копии старинного корабля, и с тех пор периодически интересовалась - не прибыл ли корабль в Воронеж...

В Воронеж металлический корпус судна был доставлен спустя два года строительства, летом 2013 года. В августе этого же года на карельской судоверфи "Варяг" деревянный корпус был разобран на 58 частей и на нескольких большегрузных машинах доставлен в Воронеж, где карельские мастера начали сборку корабля.

Так (на фото слева) выглядел корабль зимой 2013-2014, а в начале июля 2014 года он отчалил от берега и отправился в (не продолжительное и не дальнее, а пробное) плавание:


Источник фото1, фото2.

Хотелось бы увидеть этот корабль под парусами... В СМИ я читала информацию о том, что паруса будут поднимать лишь два раза в год - в июле День военно-морского флота и в сентябре в День города. И потому особенно хотелось попасть на открытие, которое состоялось в День военно-морского флота 27 июля 2014:


Источник фото.

Но на эти дни у нас были другие планы - 25 июля выехать в сторону Черноморского побережья, заехать на пару дней в Таганрог (чтобы познакомиться с родными местами А.П.Чехова и посетить несколько музеев), а 28-го уже плескаться в водах Черного моря:). Несмотря на желание увидеть Гото Предестинацию под парусами, планов своих решили не менять, уехали. И правильно сделали - во-первых, как видно на фото выше, в этот день на Адмиралтейской площади собралось тысячи людей, а во-вторых, паруса на корабле не поднимали:(.

Как я позже узнала от экскурсовода, поднимать паруса не будут, т.к. на причаленном судне ветер может повредить мачты, а при движении под парусами корабль может быть неустойчивым (поскольку построено судно не по точным чертежам того времени, а по рисункам и схемам других кораблей) и что данная копия корабля не предназначена для хождения под парусами (но эта информация "из третьих рук" также может быть ошибочной, и, возможно, когда-нибудь Гото Предестинация расправит свои паруса).

Из своей черноморской поездки мы вернулись впритык к 1 сентября (29-го уехали с моря, на денёк заехали к родственникам в Батайск Ростовской области, на одну ночь к родителям в Задонск Липецкой области и в последний день августа направились к обочине первопрестольной:) - так что, уже не успевали увидеть корабль. Но когда приехали сюда в начале октября, то первым делом направились к Адмиралтейской площади:





На трёх мачтах развиваются морские флаги - именно такие, какие были запечатлены на рисунках Питера Бергмана в 1700-1701. Кстати, поскольку старинных чертежей Гото Предестинации, к сожалению, не сохранилось, то копия корабля воссоздана благодаря рисункам Бергмана (они были предоставлены Центральным военно-историческим музеем), а также гравюрам Адриана Шхонебека, описаниям очевидцев и некоторым другим документам.



Как уже писала выше, корабль был оснащен 58-ю пушками, расположенными на двух палубах. Корпус старинного корабля был изготовлен из дуба, его щедро украшали декоративные элементы, барельефы и позолоченная резьба. Копия корабля изготовлена из металла и карельской сосны; ну, а резные фигуры, конечно же, не позолоченные:).



После завершения постройки и освещения судна осенью 1700 года (в той самой Адмиралтейской церкви, которая сохранилась до наших дней и находится рядом) корабль Гото Предестинация еще долго стоял на Воронежской верфи, затем в 1702 году его перевели в устье реки Дон, и лишь в 1710 году он на камелях был переведен по Дону на Азовское море в порт Таганрог.

Свою боевую службу корабль нёс не долго - в 1712 году после неудачного Прутского похода по условиям мирного договора он был продан туркам и переименован в "Московский капудание". В 1718 году, как устаревший и имеющий недостаточное по тем временам вооружение (ведь с момента постройки прошло уже почти 20 лет) он был отправлен на слом (поэтому на реконструированной копии корабля нет подлинных частей или вооружения с Гото Предестинации; но есть несколько старинных пушек и экспонатов того времени).



Передняя часть корабля украшена красивыми резными фигурами, каждая из которых несёт определённую смысловую нагрузку (как и название корабля; ведь недаром говорят "как лодку назовёшь - так она и поплывёт"):



Зад, ой.. пардон, корма корабля еще более красива - на гакаборте (верхней части кормы) расположены выступающий полукруглый балкон и окна, щедро украшенные декоративными элементами:



Соединяют декор передней и задней части корабля - расположенные по борту желто-синие полосы и венки, обрамляющие порты пушек:





В этот день нам с сыном, к сожалению, не удалось попасть в музей. Как оказалось, несмотря на то, что был уже октябрь, а торжественное открытие корабля-музея состоялось еще в конце июля, музей был не доступен для посещения. И вокруг особо никого не было - ни посетителей, ни сотрудников. Вдруг на борту мы заприметили людей - они-то и сказали нам: "приходите в конце октября"...

В следующий раз в Воронеж я приехала в начале ноября (сын с папой в это время уехали на две недели в Сочи). Приехала по делам - постричь собачек:). Времени у меня было много, поскольку две собачки - это минимум часов восемь (а рублей столько, что сама могла бы постричься пять раз; надо было заводить гладкошерстных:). Чтобы не терять время даром, купила билет в театр, а до начала спектакля решила посетить корабль-музей "Гото Предестинация".

Пришвартовалась на автостоянке около Адмиралтейской площади, и направилась к кораблю...



Адмиралтейская церковь, в которой освещали построенные на Воронежской верфи корабли:



В ротонде находится касса:



К моему удивлению, в кассе мне ответили, что билетов нет:(. Даже несмотря на то, что это был будний день. Оказывается, в соответствии с техническим регламентом, на судне может находится не более 20-ти посетителей. Была какая-то экскурсионная группа человек десять, еще несколько посетителей - и всё, билеты закончились.

Передо мной стояла семья из двух человек и им продали только лишь один (последний) билет, а второй человек остался "за бортом" (как мне удалось просочиться на судно, если буквально передо мной билеты закончились - об этом я в общедоступном пространстве рассказывать не буду, чтобы сотрудники не получили нагоняй:).



С нетерпением ждали, когда мы ступим на борт корабля. С пристани на борт мы перешли по ступеням пандуса (кстати, это металлическое сооружение совсем не красит корабль, за него постоянно цепляется взгляд, а на фото он всегда в центре кадра; наверное, можно было придумать более симпатичную, под стать кораблю, лестницу).

И вот мы на верхней палубе Гото Предестинации:







Пушки старинные, а всё остальное новенькое (и даже слишком; свежая краска бросается в глаза; но, надеюсь, время, солнце, мороз и ветер сделают свое дело и - приблизят такелаж и детали корабля к оригиналу:).









Интересно рассматривать находящийся на судне такелаж и детали корабля. Но разобраться и запомнить их названия практически невозможно. Так, например, заглянула я в морские термины, чтобы узнать, что такое "кница", а там написано, что это "деталь, соединяющая бимсы со шпангоутами". В ответ на вопрос получила два других незнакомых термина, иду смотреть что же такое бимсы и шпангоуты - там ответ примерно такой же, как и на предыдущий вопрос. В общем, чем дальше в лес, тем больше дров:). Поэтому, от морских и корабельных терминов отстраняюсь, а лишь показываю то, что успел запечатлеть фотоаппарат.



Вообще, во время эксурсии времени на фотографирование почти нет, лишь иногда между перемещениями из одной части корабля в другую экскурсовод делает небольшую паузу "на пофоткать". Одновременно слушать рассказ и фотографировать не получается, а учитывая то, что без экскурсии на борт не попасть (а приехав в следующий раз можно не попасть и на экскурсию, т.к. количество билетов ограничено) - поэтому я больше фоткала, чем слушала, и постоянно догоняла группу.



Двери, украшенные резными фигуристыми русалками, ведут в кают-компанию:



Всех вошедших сюда встречает сам царь Пётр I:



Как уже писала, чертежей Гото Предестинации не сохранилось. Но если внешний облик корабля был запечатлён на рисунках, то изображений или описаний внутреннего убранства нет совсем. Известно лишь, что кают-компания была отделана орешником. Все остальные элементы декора и мебели были воссозданы на основе описаний убранства подобных кораблей, царских дворцов и его приближенных. Так, например, паркет в кают-компании имеет тот же рисунок, что и во дворце Александра Меньшикова, сподвижника Петра I.



Тут можно увидеть украшенную золотом и бархатом кровать. На фото не видно, а вообще она очень короткая (в домике Петра в Коломенском можно увидеть кровать такого же размера). Просто в те времена в Европе было принято спать полулёжа, подложив под спину и голову большое количество подушек.



Мне кажется, что уснуть в такой кровати почти невозможно. Разве можно уснуть, когда на тебя сверху смотрит золотая русалка?:). Вот даже фотоаппарат постоянно фокусировался совсем не на картинах:



И тут фотоаппарат выбрал не макет, а более интересный ему объект для съемки:) -



..ну, ладно, так и быть, признаюсь (чего уж всё на фотик сваливать:) - фотографирую я всегда в режиме точечной фокусировки (за исключением пейзажей), и сама выбираю на чём сфокусироваться.



Здесь установлен макет Воронежской верфи. Тут можно увидеть строящиеся корабли и Адмиралтейскую церковь, в которой освещались построенные корабли и получали благолавление на военные походы - тот храм и поныне стоит на Адмиралтейской площади; как и в прежние времена, стены храма желтого цвета, а купола чёрные. Также на макете представлены дома, в которых жили сподвижники царя - Апраксин и Меньшиков.

Выходим на верхнюю палубу и переходим в помещение напротив - тут находится каюта для моряков рангом пониже. Можно заметить, что этот моряк (на фото ниже) имеет не славянскую внешность, а, скорее, наших северных соседей. Дело в том, что во время перехода Гото Предестинации из Воронежа в Азовское море команда корабля состояла из пленных шведов.





Спускаемся на нижнюю палубу:

















Затем спускаемся в трюм (эта та часть корабля, которая находится под водой):



В центре установлен макет, на котором представлены различные виды судов петровского времени.
Рядом с каждым судном есть таблички с названиями и описанием:





На одном из стендов представлены различные виды холодного и огнестельного оружия того времени:





Также тут можно увидеть обмундирование матросов и офицерского состава.
На фото ниже - форма офицеров Семеновского и Преображенского полков:





Копия посмертной маски Петра I и отпечаток его руки (такой же отпечаток можно увидеть и в Тульском музее оружия):



Монеты с изображением Петра I (кажется, и других царствующих особ; не успела рассмотреть; а недостаточная резкость снимка тоже не позволяет увидеть):



Тут можно познакомиться с бытом команды корабля:



Печь, посуда:



Живая провизия :) - и яйца, и мясо:



На стенде справа представлены различные виды морских узлов (рассмотреть тоже не успела, а только сфотографировать - может, в хозяйстве пригодится:).



Экскурсия окончена, и мы выходим на верхнюю палубу:



Сходим на берег и проходим еще раз вдоль корабля...







Напротив корабля расположены скамейки с навесом - в жаркий летний день можно, спрятавшись от солнышка, посидеть и полюбоваться Гото Предестинацией.



Единственный "минус" - тут нет пока кафе или каких-либо торговых точек (так что, воду или пропитание лучше взять с собой). Когда была здесь в октябре, то не видела в продаже  информационных буклетов и сувениров. Может быть, к началу судоходного сезона разовьют туристическую инфраструктуру...

Теперь в Воронеже есть еще одно место, привлекательное не только для жителей города или туристов,
но и для молодоженов:



И теперь есть не только еще один символ города, но и.. доказательство (для тех, кто не знал или сомневался:) того, что именно Воронеж - родина российского военно-морского флота.



Корабль-музей "Гото Предестинация" является филиалом Воронежского краеведческого музея.
Описание и другую полезную информацию о работе корабля музея можно посмотреть здесь.

Время работы: среда-воскресенье. Выходные дни: понедельник, вторник.
Стоимость билетов: 200 руб взрослый, 100 руб дети и льготные категории.
Время начала экскурсий: 10:00; 11:00; 12:00; 15:00; 16:00.

Выше написала, но напомню еще раз - в соответствии с техническим регламентом на борту судна могут находиться не более 20-ти экскурсантов (соответственно, в день музей смогут посетить ок.100 человек; что совсем не зер гут, особенно для приезжих). Без экскурсовода ступить на борт корабля нельзя, предварительно забронировать билеты тоже нельзя (как вариант - заказ экскурсии на группу). Поэтому, лучше купить билеты заранее (хотя, приезжать специально еще раз, конечно, не удобно) или приходить в будний день (тогда вероятность попасть на борт будет чуть выше:).

Многие источники, да и сам губернатор, говорили о том, что корабль будет ходить по водохранилищу, и у посетителей будет возможность покататься на кораблике. Но чтобы это произошло, нужно обследовать фарватер, а пока корабль стоит у причала недвижим. Если это произойдет - будет здорово (правда, при этом шансы посетить корабль-музей стремительно падают). Может, и будет когда-нибудь ходить корабль по воде.. раз-два в день (или в неделю, или в год - ведь никто не озвучивал периодичность; и вообще, обещать - не значит жениться:).

..конечно, хочется надеяться, что ситуация с билетами как-то разрешится (хотя бы увеличением количества сеансов или возможностью предварительной покупки билетов; желательно он-лайн) и повернётся к своим гостям носом, а не кормой:).

Недалеко от Адмиралтейской площади расположены еще два филиала Воронежского
краеведческого музея - Арсенал и Дом-музей А.Л.Дурова.

Рассказы о других достопримечательностях - в разделе "Воронежская область" в каталоге.


О музее
(Anonymous)
Великолепно, Спасибо судостроителям, реставраторам и прочим труженикам. И тем, кто написал об этом мемориале. Не уступает музеям европейских стран. Мечта Петра сбылась:)...