Маленький трубочист, или Давайте создадим оперу



5 декабря 2015 года в Камерном музыкальном театре им.Б.А.Покровского состоялась премьера спектакля "Маленький трубочист, или Давайте создадим оперу". В этой постановке вместе со взрослыми артистами на сцену выходят ученики детской студии театра, что делает его особенно интересным и трогательным, а название говорит о том, что спектакль интерактивный и к его созданию приглашают и нас, зрителей.


Впервые спектакль "Давайте создадим оперу" был поставлен в театре им.Покровского в 1979 году, и много лет шел с большим успехом, на нём выросло не одно поколение зрителей и будущих музыкантов. И вот после некоторого перерыва эта постановка в обновлённой версии вновь вышла на сцену.



Опера Бенджамина Бриттена, написанная им в 1949 году и задуманная как спектакль-игра в исполнении юных артистов и при непосредственном участии зрителей, пользуется большим успехом во всём мире. То, что эта постановка вновь вышла на сцену театра Покровского приятно вдвойне еще и потому, что в этом театре практически нет спектаклей для детей.

Но теперь у юных зрителей и их родителей есть возможность войти в это красивое старинное здание, расположенное на Никольской улице. Театр Покровского камерный, но внутри довольно просторный - большой красивый холл с зеркалами и мягкими диванчиками, стены и ковровые дорожки уютного синего цвета (который на фото мне передать не удалось), есть буфет и даже небольшой музей.



Зрительный зал выдержан в тех же уютно-синих тонах. Кресла мягкие и просторные, а между рядами достаточно большое расстояние. Единственный минус в том, что почти все ряды расположены на одном уровне, поэтому билеты брать лучше либо на 1-ый ряд, либо на места рядом с центральным проходом, либо на те ряды, которые стоят на возвышении - это 6,9,12,15,16 ряды.



Зрители замерли в ожидании. И вот спектакль начался - перед нами сцена с декорациями и нет ни артистов, ни музыкантов... Но постепенно театр пробуждается, зал и сцена заполняются звуками, предметами, людьми, а один из них предлагает: "Давайте создадим оперу!". И они начинают придумывать сценарий, готовить декорации и костюмы, распределять роли, репетировать...





Руководит этим процессом - режиссёр (пока он режиссёр, а вообще это дирижер Алексей Верещагин).



Как и положено режиссёру, он управляет всем вокруг - не только артистами на сцене, но и обращается к зрителям, которым в этом спектакле тоже отведена определённая роль. А помогают ему артисты, спустившиеся в зрительный зал. Одна из ролей зрителей заключается в том, чтобы озвучить птиц, изображения которых появляются на экране - но не просто проговорить или произнести издаваемые ими звуки, а пропеть. Пропеть так, как поют артисты оперного искусства.

Мы порепетировали, настроились на то, что вот-вот "щщас спою", но в тот самый момент, когда мы уже были готовы проявить все свои таланты:), первое действие (которое, кстати, значительно короче второго) внезапно закончилось, антракт. Честно говоря, из зала мы вышли в некотором недоумении... а когда-же же опера? (мы тогда еще не знали, что всё будет, но чуть позже:).

В конце первого действия детям предложили в антракте нарисовать оперу. Кто-то изобразил камин, дымоходную трубу и трубочиста, а кто-то просто домик, дерево или то, что душа пожелает:



Перед началом второго действия дети повесили свои рисунки на стену в зрительном зале:



Правда, рисунков оказалось больше, чем магнитиков. Кто-то бегал туда-сюда в поисках магнита, а кто-то оказался чуть изобретательнее:



Антракт закончен, зрители занимают свои места... Если в первом действии была репетиция и актёры были в обычной одежде, то во втором - артисты вышли в костюмах, и начался оперный спектакль.







Опера - довольно сложный для музыкальный жанр (даже если идёт в детском театре; например, в таком замечательном, как театр им.Н.Сац). И неподготовленным или слишком юным детям может быть не понятно или не интересно. На этом спектакле в театре им.Покровского были зрители лет пяти, но я не видела, чтобы кто-то скучал, все увлечённо наблюдали за действием - потому что этот спектакль очень динамичный, интересный, заставляющий сопереживать маленькому трубочисту.



В спектакле занято большое количество детей - именно они удерживают внимание и интерес больших и маленьких зрителей.



Огромное удовольствие наблюдать за игрой юных артистов, слышать их голоса и пение.



На протяжении всего спектакля присутствует эффект неожиданности, который делает спектакль динамичным (заскучать не получится:) - юные артисты то играют на сцене, то входят в зрительный зал из холла, то вдруг появляются на первом или втором уровнях боковых сцен.



В этом камерном зале артисты стоят совсем рядом со зрителями - можно отчетливо слышать голос каждого, видеть их лица и эмоции. Да и самим артистам важно видеть глаза, реакцию и эмоции зрителей. Мы смотрим на них, а они - на нас.



Сюжет оперы "Давайте делать оперу" Бенджамина Бриттена основан на двух стихотворениях о маленьком трубочисте английского поэта XVII-XVIII века Уильяма Блейка. Эти стихи - о непростой судьбе 8-летнего мальчика, вынужденного зарабатывать на жизнь чисткой дымоходных труб.



Трубочист Чёрный Боб и его сын Клем ведут маленького Сэма выполнять очередную "чёрную" работу:



Дети спасают Сэма, застрявшего в трубе, а помогает им пение детского хора и сопереживание зрителей:















До этого момента зрители в зале лишь наблюдали за происходящим, но не были теми, что обещало нам название спектакля - создателями и актёрами. Лишь только я подумала: "Зачем мы репетировали и пели?..", на сцене появились изображения птиц - те самые, которые появлялись в первом действии во время репетиции:



И вдруг... Вдруг я услышала вокруг себя тихие детские голоса зрителей, поющие голосами птиц. Дети намного наблюдательнее взрослых и в каких-то моментах быстрее нас реагируют на происходящее - они, услышав знакомую мелодию и увидев изображение, тут же среагировали и стали подпевать. Сами, без взмаха дирижерской палочки, без подсказки актёров или режиссера. Вот так юные зрители и стали частью оперы. Этот удивительный отклик зала оставил очень приятные, незабываемые впечатления.









Рисунки, которые дети рисовали в антракте, тоже стали частью спектакля - их сняли со стены..



..сложили в альбом и подарили их маленькому трубочисту:











А еще в первом действии мы разучивали звуки цокота копыт (при помощи номерка из гардероба). И не случайно во втором действии на сцене появилась игрушечная лошадка. В конце спектакля, лишь только заслышав знакомые звуки музыки, дети снова сами, без подсказки режиссёра, быстро и дружно достали номерки и стали постукивать-цокать:



Финальный выход артистов:







Премьерные показы спектаклей - они особенные. Это всегда волнение, цветы, поздравления, радость и праздничная атмосфера. Особенно, если в спектакле заняты дети - за них, и вместе с ними, волнуются и радуются их родители и близкие.



Обычно, на премьерных показах можно увидеть лица создателей спектакля. Работу над новой версией постановки возглавляли главный режиссёр театра Михаил Кисляров, молодой талантливый дирижер Алексей Верещагин и совсем юная, но уже имеющая опыт успешных проектов, 18-ти-летняя художник Мария Кононова.





Музыканты, которые на протяжении всего спектакля окружали нас прекрасными звуками музыки:



Юные артисты, ученики детской студии театра, которые удерживали интерес зрителей, заставляли сопереживать героям оперы, дарили позитивные эмоции и оставили очень тёплые воспоминания об этом спектакле:





Юные звёзды в окружении коллег, друзей, родителей, поклонников:



Спектакль нам понравился, а финал - выход на сцену создателей и артистов, цветы и поздравления - добавил позитивных эмоций и приятных воспоминаний о спектакле.



В заключении хочется поздравить создателей и артистов с премьерой и возвращением спектакля на сцену музыкального камерного театра им.Покровского. Особые поздравления юным артистам, для многих из них это премьерный, первый выход на большую сцену и, конечно же, огромный опыт на их творческом пути.



Мы были на спектакле в первый день премьеры, 5 декабря - в этот день состоялось два показа. Также два показа прошли и 6 декабря. Следующий выход спектакля на сцену - 12 декабря в 16:00 и 13 декабря в 12:00 и в 16:00 (в афише на январь этого спектакля пока нет). Стоимость билетов (вполне бюджетная) - от 250 руб (середина зала 600-700 руб). Билетов осталось не много, но они пока есть и в кассе театра, и на тикетлэнде.

Featured Posts from This Journal

Маленький трубочист
(Anonymous)
Доброго времени суток!
Мой ребенок участвовал в премьерном спектакле " Маленького трубочиста". Он играл одну из главных ролей - мальчика Хью. Очень хотелось бы скопировать Ваш отзыв и фотографии. Это возможно???
Мой адрес : geni.maksimova570@gmail.com.


Спасибо.


Доброе утро.

Для личного использования Вы можете скопировать этот рассказ и фотографии (в случае публикации его на других сайтах, необходимо дать прямую ссылку на источник). Могу выслать Вам по эл.почте фотографии в большом размере (здесь они отредактированы, обрезаны и уменьшены до 900 пикселей, для фотопечати не годятся), но сделать это смогу позже (завтра уезжаем на море, вернёмся к концу августа).

Спасибо Вам за интерес к рассказу, за воспитание и развитие творческих способностей ребёнка. Вашему сыну спасибо за замечательное исполнение своей роли, и желаю ему дальшейших творческих успехов.