В Тулу не за самоварами • 02 апреля 2017

Приглашаю вас на один денёк прокатиться в город, который издавна знаменит пряниками, самоварами, оружием да гармонью - чтобы посетить новые музеи, которые открылись не так давно, и заглянуть в расположенный в лесной зоне загородный ресторан "Берендей".

[Музей пряничного дела]

1. Музей пряничного дела. Экскурсия по музею и производству.

С давних времён пряники изготавливали в разных уголках России, но не все из них стали знамениты, и не все из них производят до сих пор. В Туле пряники изготавливают на больших фабриках, существующих еще с советских времён, а также появляются новые небольшие производства. Достаточно давно открыт и популярен среди туристов и гостей города тульский Музей пряника, но за последние годы в Туле появились другие объекты и музеи, посвящённые пряничному делу.

Одно из таких мест - фабрика "Ясная поляна", образованная в 1973 году, которая в настоящее время является одной из фабрик холдинга "Объединённые кондитеры" (в него также входят "Красный Октябрь", "Бабаевский", "Рот-Фронт" и другие). А совсем недавно, в декабре 2016 года, на фабрике "Ясная поляна" открыт "Музей кондитерского и пряничного дела", а также по фабрике стали проводить экскурсии.

Во время экскурсии по кондитерской фабрике "Ясная поляна" мы посетим производство, где увидим весь процесс производства пряников - как и в прежние времена, их здесь изготавливают вручную с использованием пряничных досок:

В ходе экскурсии по фабрике мы посетим недавно открывшийся "Музей кондитерского и пряничного дела":

На фабрике "Ясная поляна" производят не только пряники, но и мармелад, зефир, крекер, конфеты. В завершении экскурсии некоторые виды продукции мы получим в подарок.

Замечание: подарок (пряник 1шт, крекер 200г, мармелад 250г, конфеты 4шт) входит в стоимость экскурсии, но я включила его только для детей, а для родителей билет без подарка (при желании, можно его добавить за 150р) - чтобы не было одинаковых подарков и можно было купить что-то другое в фирменном магазине фабрики:

[Старая тульская аптека]

2. Музей "Старая тульская аптека". Экскурсия и мастер-класс по изготовлению духов.

Музей "Старая тульская аптека" открылся в 2014 году, и является одним из филиалов Тульского историко-архитектурного музея. Расположен музей в здании, которое является архитектурным памятником конца XVIII века, где в прежние времена, вплоть до недавнего времени, располагалась аптека. В интерьере аптеки, воссозданном по рисункам и фотографиям, представлена отреставрированная мебель, старинные предметы, ассортимент аптеки конца XVIII - XIX вв.

А ещё здесь можно увидеть подкованную блоху (не знаю, та ли самая это блоха, которую мы видели в старом здании Музея оружия, но, говорят, там её уже нет - так что, возможно, именно она теперь обитает в "Старой тульской аптеке"):

В XVIII-XIX веках в аптеках продавали не только лекарственные и медицинские препараты, но и духи.
После экскурсии в "Старой тульской аптеке" у нас состоится мастер-класс по изготовлению духов.

[Новый музей оружия]

3. Музей оружия (новое здание). Обзорная экскурсия.

Тульский музей оружия является одним из старейших музеев России. В 1712 году по указу Петра I в Туле был основан оружейный завод, впоследствии тульские оружейники стали собирать самые красивые и уникальные образцы оружия, что положило основу коллекции. Екатерина II, будучи в Туле и увидев уже достаточно большую к тому времени коллекцию, повелела создать "Палату редкого и образцового оружия", которая вскоре была перевезена в Оружейную палату, но затем снова вернулась в Тулу.

Музей оружия основан в 1873 году, и вначале располагался в заводских помещениях, а с 1989 года музейная коллекция была размещена на территории Тульского Кремля в Богоявленском соборе. Здесь некоторые экспозиции Музея оружия находятся и сейчас, а часть коллекции расположилась в новом здании, построенном в виде богатырского шлема, открытие которого состоялось в 2015 году.

Экспозиция, размещённая в новом здании музея, оснащена современными интерактивными и мультимедийными системами, и рассказывает об истории развития стрелкового и холодного оружия.

В новом здании музея можно увидеть множество интерактивных стендов и инсталляций. Одна из них "Кабинет начальника Тульского оружейного завода" - здесь можно не только увидеть кабинет конца XIX - начала XX веков, воссозданный на основании исторических документов, но и стать свидетелем разговора между командиром завода, начальником мастерской и представителем английской фирмы:

В годы Великой Отечественной войны Тула находилась в окружении вражеской армии, город был фактически "в кольце" - оставался лишь один незамкнутый участок всего в 5 км, но нашим войскам удалось защитить город и не пустить в него врага. Часть оборудования тульского оружейного завода была вывезена в Медногорск Оренбургской области, куда прибыли и рабочие завода. В эвакуации завод продолжал работать и снабжать фронт оружием - этому посвящена одна из экспозиций:

После экскурсии можно продолжить осмотр экспозиции, посетить игровую зону или музейное кафе:

[Ресторан Берендей]
4. Ресторан "Берендей". Обед.

Меню комплексного обеда:
1) салат с курицей и жареными шампиньонами; 2) щи из утки;
3) бедро куриное, фаршированное сливочным сыром и зеленью,
на толченом картофеле с глазированной морковью; 4) Морс.
Также можно дополнительно заказать блюда из основного меню.

О ресторане "Берендей" я уже когда-то писала (но давно; лет шесть назад:) после одной из поездок в Тулу с группой. После той поездки в ресторан с группой больше, к сожалению, не приезжали, а вот сами были там ещё много-много раз. Открылся ресторан "Берендей" в 2007 году, спустя год после открытия мы его обнаружили, и с тех пор заезжаем туда каждый раз, когда едем в Липецкую область. Последнее время мы всё чаще ездим туда по М4 (хотя и платная, но по этой трассе быстрее), но иногда едем по М2 только ради того, чтобы заехать в ресторан "Берендей".

Сейчас на сайте ресторана "Берендей" на заставках показаны фотографии с зимними видами, потом они сменяться на весенние/летние. Ну, а я добавлю и тех, и других - потому что не знаю как будет здесь 2 апреля (листочков точно еще не будет, но и снега может уже не быть), а ещё мне самой было интересно пробежаться по папкам с фотографиями (которых обнаружила штук пятнадцать, или даже больше), и увидеть фото одних и тех же объектов, снятых фактически с одной точки:

На территории ресторана "Берендей" расположены банкетный зал и несколько домиков. Иногда мы обедаем в банкетном зале, но мне особенно нравится в домиках - в них камерно, уютно и в ожидании заказа можно порассматривать/пофотографировать различные старинные, хорошо отреставрированные предметы. На фото выше - Домик портного (здесь обедали всего один раз), а ниже - Домик сапожника (в нём были чаще, чем в других):

Домик мельника (он самый заметный и привлекательный; и, наверное, поэтому чаще всего занят):

Домик кузнеца (сюда тоже не часто попадаем; кстати, как написано на сайте ресторана, в банкетный зал пускают с маленькими собаками, а в домики с любыми; но мы своих собак в залы-домики не пускаем - зимой оставляем ненадолго в машине, а летом привязываем их к ближайшему столбу:) -

Домик гончара (здесь, как и в других домах, можно увидеть не только предметы соответствующего промысла, но и другие старинные предметы быта):

Домик лекаря (он очень красивый и какой-то "игрушечный"; его крыша покрыта травой или цветами, причём каждый год она выглядит по-разному):

Домик охотника (мне он особенно нравится; наверное, потому, что только в нём есть мягкое кресло:) -

Домик рыбака (помимо соответствующих деталей в интерьере, его окружают предметы рыболовецкого промысла):

Каретный двор (здесь можно увидеть различные повозки, конное снаряжение, поддужные колокольчики):

Детская площадка (детям не будет скучно, пока родители трапезничают:) -

Летом тут очень красиво. Причём, меж деревьев растёт не только дикая трава, но и травы и цветы, посаженные по задумке ландшафтного дизайнера.

После обеда приятно отдохнуть в тени деревьев - полежать в гамаке или покачаться на качелях, посидеть с чашкой кофе на скамейке или полюбоваться красивой, ухоженной территорией и цветочками.

Я больше люблю лето, а сын говорит, что зимой тут красивее:

В "Берендей" мы с удовольствием приезжаем вне зависимости от времени года и времени суток. И интересно наблюдать за теми изменениями, которые происходят не только из года в год или со сменой сезона, но даже в течение более короткого периода - например, фотографии ниже сделаны с разницей в неделю: 20 февраля, заехали в ресторан и увидели, как первые весенние цветы только лишь показались из-под земли, а когда ехали обратно и 26 февраля снова заехали сюда, то увидели уже распустившиеся цветы:

[Стоимость поездки]

Стоимость поездки (на 15 человек):
- программа: взрослые 1070, дети (с подарком) 820
(возможно, будет добавлен еще один музей 150в 70д)
- комплексный обед в ресторане Берендей 400;
- бензин на 340 км туда-обратно 1200.